Amfest представит американское кино в полном объеме

Амфест-2009 в очередной раз смешает американское кино, которое нам знакомо, с тем, что не знакомо совсем
Outnow.ch

В недельной афише три программы: «независимое кино», «документальное кино» и «премьеры». Последняя громче, первые две важнее: в них показывают фильмы, которые вряд ли дойдут до нашего проката. Большинство премьер пока значатся в прокатных планах; с другой стороны, эти планы сейчас ненадежны.

Свежие заголовки новостей не оставляют сомнений в том, какой из документальных фильмов Амфеста будет самым актуальным. «Роман Полански: разыскиваемый и желанный» – попытка разобраться в давнем скандале, получившем продолжение в прошлом месяце, когда знаменитый кинорежиссер, обвиняемый в педофилии, был арестован в Цюрихе по ордеру, выданному властями США в 1978 г. «Я хотела разобраться в самом деле и в том, что происходит, когда средства массовой информации и общественное мнение вступают в зал суда», – говорит постановщик Марина Зенович. Но за содержанием не потерялась и форма: фильм получил приз за монтаж на фестивале Sundance и две награды EMMY – за монтаж и режиссуру.

Рассказывающая об урагане «Катрина» «Мутная вода» (Trouble the Water, режиссеры Тиа Лессин и Карл Дил) – еще более титулованный фильм: главный приз Sundance в документальном конкурсе и номинация на «Оскар».

Но, возможно, понять сегодняшнюю Америку лучше всего поможет «Осенняя страна» (October Country) – портрет рабочей семьи из маленького городка, которую режиссеры Майкл Палмьери и Донал Мошер снимали от Хэллоуина до Хэллоуина.

В программе премьер можно пожертвовать кулинарной мелодрамой «Джули и Джулия» (Julie & Julia) и нельзя – романтической комедией «(500) дней лета» (500) Days of Summer). Обе вот-вот выйдут в прокат, но Мерил Стрип за плитой делает выпечку мастеровитой ремесленницы Норы Эфрон не более чем съедобной. Зато «(500) дней лета» Марка Уэбба – прекрасный пример того, что даже в жанре ромкома можно не пересластить и придумать штучную вещь, просто перемешав ворох лирических открыток в случайном порядке, как и бывает с воспоминаниями (то день 32-й, то 8-й, то 423-й).

У Стивена Содерберга в холодноватой «Девушке по вызову» (The Girlfriend Experience) тоже нелинейная структура и неожиданное смешение: секс и бизнес. Элитная проститутка, сыгранная порнозвездой Сашей Грей, обсуждает с клиентами состояние кризисной экономики и смотрит на собственное тело как на инвестиционный инструмент; любовник, инструктор в тренажерном зале, не возражает: в его бизнесе тоже работает тело.

Самая звездная из премьер – «Информаторы» (The Informers) Грегора Джордана. В ролях – Билли Боб Торнтон, Ким Бейсингер, Вайнона Райдер, Микки Рурк, Крис Айзек. В кадре – идеально переплавленный из прозы Брета Истона Эллиса роскошный декаданс 80-х, золото на голубом, много секса, наркотики, рок-н-ролл. Все спят со всеми, еще не зная про СПИД.

Зато «независимые» на Амфесте настроены несерьезно: одни бегут от взрослой жизни в психушку («Шестеро из дурдома»), другие ищут любовь за гробом («Моя девушка – зомби»), третьи отправляют ковбоев в космос («Сэм – электрический скат»). Но главное – не пропустите Humpday Линн Шелтон (переведенный как «И смех и грех»), один из лучших фильмов Sundance-2009, снятый ручной камерой анекдот о двух старых друзьях, спьяну решивших сделать любительское гей-порно. Ни геев, ни порно нет, но весь фильм герои, пугая родных и близких, собираются с духом, чтобы залезть в одну постель. Зачем? Ну надо же как-то бороться с кризисом среднего возраста.