Внешэкономбанк станет якорным покупателем акций "Русала"

Министр финансов Алексей Кудрин объяснил, зачем ВЭБ участвует в IPO UC Rusal. Это не только выгодная инвестиция: после размещения доля Олега Дерипаски сократится, а с акциями, которые купит ВЭБ, получится контрольный пакет
Олег Дерипаска (на фото) будет контролировать UC Rusal и после IPO, уверен Алексей Кудрин/ Reuters

UC Rusal

Алюминиевый холдинг. Акционеры – Олег Дерипаска (56,7%), акционеры «Суала» (18,9%), Михаил Прохоров (14%), Glencore (10,3%). Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2009 г.): выручка – $3,76 млрд, чистый убыток – $720 млн.

В ходе предстоящего IPO Внешэкономбанк намерен приобрести 3% акций UC Rusal и для банка это будет долгосрочная инвестиция, «минимум – на три года», заявил вчера на конференции, организованной «Ведомостями», министр финансов, член наблюдательного совета ВЭБа Алексей Кудрин. По его словам, ВЭБ будет «якорным инвестором», остальные 7% купят внутренние и внешние инвесторы.

«Я в целом не сторонник вхождения государства в капитал частных компаний», – признался Кудрин, подчеркнув, что в случае с UC Rusal «убедился, что сделка качественная, потому что она в основном прибыльная». «Она с точки зрения ресурса могла быть выполнена любым госбанком», – сказал Кудрин.

Оценить эффект от сделки можно будет через 3–5 лет. Сейчас же российский фондовый рынок перегрет, считает Кудрин (см. статью на стр. Б1).

После размещения UC Rusal доля Дерипаски станет ниже 50% акций. «Но, добирая 3%, мы получаем контрольный пакет», – отметил Кудрин.

UC Rusal собирается в первой половине декабря продать около 10% новых акций, они будут торговаться на биржах Гонконга и Парижа (Euronext). Биржа Гонконга рассмотрит заявку UC Rusal на листинг сегодня. Привлеченные средства пойдут на погашение части долга (сейчас – $16,8 млрд, из них $4,5 млрд – ВЭБу).

Это не единственная допэмиссия UC Rusal. В ближайшее время компания разместит акции в пользу «Онэксима» Михаила Прохорова, которому должна $2,7 млрд за 25% акций «Норникеля», купленных у него в начале 2008 г. Стороны договорились реструктурировать долг, $1,8 млрд из него будет конвертировано в акции (сделка, как и соглашение о реструктуризации долга с банками, также должна быть подписана сегодня).

В результате доля Прохорова в UC Rusal вырастет с 14% до 19,2%, доли других акционеров пропорционально размоются. У En+ Group Дерипаски (через нее предприниматель контролирует UC Rusal) она снизится до 53,4% и после допэмиссии для IPO действительно может опуститься ниже 50% – до 48,54%.

У ВЭБа же в итоге будет 2,59% акций UC Rusal. Вместе с пакетом Дерипаски получается 51,13%.

Планы ВЭБа не связаны с контролем над UC Rusal, уверял Кудрин спустя несколько часов, представляя в Совете Федерации бюджет 2010 г., – Дерипаска будет контролировать ее и без ВЭБа: «Я не имел в виду, что правительство вместе с Дерипаской собирается иметь контроль. Это будет больше 50% суммарно с математической точки зрения. Дерипаска – крупнейший акционер, у него есть абсолютный контроль в компании, и ВЭБ будет участвовать в работе UC Rusal в пределах 3%» (цитата по «РИА Новости»).

Права Дерипаски как контролирующего собственника закреплены в соглашении основных акционеров, подтверждают источники, близкие к UC Rusal и к одному из ее владельцев.

В следующем году излишки алюминия в мире увеличатся на 29% до 1,63 млн т, прогнозирует Вarclays Capital.

В выступлении Кудрина есть объяснение, почему ВЭБ не ждет, пока пузырь на рынке сдуется, и не пытается купить бумаги UC Rusal дешевле, замечает топ-менеджер крупного инвестбанка: «ВЭБ будет якорным инвестором для сделки, т. е. будет привлекать других покупателей». Этот инструмент не новый, добавляет он: «В IPO «Роснефти» эту роль также выполняли госбанки, другое дело, что сейчас речь идет о частной компании и о ВЭБе, у которого изначально другие функции».

Кудрин прав – в долгосрочной перспективе вложения ВЭБа окупятся, ведь UC Rusal действительно одна из лучших алюминиевых компаний мира, замечает директор аналитического департамента UBS Алексей Морозов. В среднесрочной перспективе потребление алюминия будет расти за счет высокотехнологичных отраслей, считает Морозов. По прогнозу UBS, цена на алюминий будет плавно расти и через пять лет 1 т будет стоить $2700 (вчера было $1994 за 1 т).

Зампред ВЭБа Сергей Васильев и представитель UC Rusal от комментариев отказались.