Статья опубликована в № 2496 от 30.11.2009 под заголовком: Формула бензина

Формула бензина

ФАС нашла способ снизить цены на бензин, теперь слово за нефтяниками
С.Портер

В минувшую среду руководство ФАС обсуждало с руководителями нефтяных компаний формулу оптовых цен на нефтепродукты. «Ведомости» ознакомились с проектом, предлагаемым чиновниками.

Согласно формуле оптовая цена топлива в какой-либо точке России определяется вычитанием из котировки в ближайшем к конкретному НПЗ центре международной торговли (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье) экспортной пошлины и стоимости транспортировки. Полученная цена переводится в рубли по текущему курсу, и к ней прибавляются стоимость транспортировки топлива от НПЗ, акциз и НДС. Допустимое отклонение от этой цены, по мнению ФАС, не должно превышать плюс-минус 1–2%.

В ближайшее время эта формула будет согласована с нефтяными компаниями, говорит представитель ФАС. По его словам, это лишь первый этап совершенствования ценообразования. В дальнейшем формула будет привязана к индексу цен внутреннего рынка, в том числе и к биржевым ценам.

Аналитик Reuters Максим Назаров подсчитал, что согласно этой формуле дизтопливо Московского НПЗ на Володарской нефтебазе (крупнейшая в Московском регионе) должно стоить 14 500 руб./т. Реально же в пятницу оно там продавалось на 17% дороже – по 17 100 руб./т. Если же экстраполировать «формульную» оптовую цену на розницу, то при нынешней марже в 39% дизтопливо могло бы стоить 16,90 руб./л., тогда как, по данным Московской топливной ассоциации, на начало прошлой недели его цена на столичных заправках была в среднем на 15% выше – 20,02 руб./л. Аналогичные расчеты для бензина Аи-92 дают «формульную» оптовую цену 19 500 руб./т при реальной 23 000 руб./т. Соответственно, розничная цена при текущей марже в 30% могла бы быть ниже на 15% – 19 руб./л, а не 22,48 руб./л, как сейчас.

Представитель «Роснефти» сказал «Ведомостям, что предложение ФАС изучается, а его коллеги в «Лукойле», «Газпром нефти» и ТНК-ВР отказались от комментариев. Источник в одной из компаний назвал абсурдом определение внутренних цен в зависимости от далеких от России мировых рынков: «Вместо этого лучше бы активнее развивать биржевую торговлю, которая сдерживается недостаточным числом покупателей».

К ценообразованию по формуле готов «Лукойл». Но его версия иная. Компания предлагает не учитывать транспортные расходы и использовать среднемировую цену. А допустимые отклонения от расчетной цены, по «Лукойлу», должны быть плюс-минус 10% или 20%. По расчетам Назарова, такая формула даст текущую цену дизтоплива 16 241 руб./т при среднероссийской на пятницу 15 370 руб./т. По Аи-92 эти цены составляют соответственно 21 389 и 22 190 руб./т.

«Мы старались предельно детализировать формулу, – говорит представитель ФАС. – У «Лукойла» она носит довольно общий характер: в частности, 40%-ный предел отклонения цен от расчетных представляется слишком большим».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать