2010 г. будет годом автомобилей из России

Продажи новых автомобилей в 2009 г. рухнули вдвое. В нынешнем году возможен небольшой рост. Но выиграют от него лишь те, кто производит автомобили в России. Уже в 2009 г. доля рынка «настоящих» иномарок впервые за три года оказалась меньше 50%. А в 2010 г., по прогнозу Sollers, она и вовсе рухнет почти на треть – с 48% до 35%
С.Портер

Продажи новых автомобилей в России в прошлом году упали на 49% до 1,46 млн, объявил вчера председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. Изменились и потребительские предпочтения россиян. В минувшем году они старались выбирать машины подешевле. Средняя цена автомобиля за год снизилась на $3000 до $19 600, подсчитало агентство «Автостат».

Восстановление начнется только во второй половине года, прогнозирует вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ и заместитель гендиректора «Фольксваген груп рус» Мартин Ян. По оптимистичному прогнозу АЕБ, в 2010 г. удастся продать 1,5 млн автомобилей, или на 2,7% больше, чем в 2009 г. Доля импортеров на рынке уменьшится, а местных производителей – будет расти, говорит Ян. Конкретных прогнозов он делать не стал.

Но соответствующие подсчеты уже есть у Sollers. По ее прогнозу, доля иномарок российской сборки в общем объеме продаж в 2010 г. увеличится с 24% до 35%, рассказал директор по маркетингу компании Валерий Тараканов. Подрастет и доля «традиционных» отечественных марок: с 28% до 30%. Произойдет это за счет падения доли импортируемых автомобилей – с 48% до 35%, продолжает он. Расчет Sollers основан на макроэкономическом прогнозе консалтингового агентства Global Insight, предполагающем рост ВВП в 2010 г. в России в пределах 1,8%, и собственной аналитике, говорит Тараканов. Учтено в расчете и то, что средняя цена продаваемых автомобилей снижается из-за переключения массового спроса на более дешевые автомобили, отмечает он.

Гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что доля российских иномарок, увеличивающаяся последние несколько лет, вырастет и в этом году, но не на 10, а на 6–7 процентных пунктов. Гендиректор информационного портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив считает прогноз Sollers «абсолютно реальным». «Преимущество российской сборки оценили большинство иностранных концернов. Volkswagen активно пользуется льготами и в прошлом году постоянно запускала новые модели в производство, Peugeot приняла решение пораньше запустить свое производство», – напоминает он. Уже в 2009 г. Volkswagen сумела увеличить свою долю на российском рынке новых автомобилей с 2,1% до 3% (по данным АЕБ).

Локальное производство прежде всего позволяет концернам компенсировать валютные риски и снизить расходы на логистику, отмечает Тараканов. А Ян добавляет, что в таком случае производитель экономит и на уплате импортных пошлин.

Роста доли традиционных отечественных марок Дацкив не ожидает, а Целиков считает это возможным, если «АвтоВАЗ» будет вести агрессивную маркетинговую политику. Ну а доля импортных иномарок совершенно точно упадет, соглашаются Целиков и Дацкив. Уже в этом году импорт автомобилей резко упал: по данным ФТС, за 11 месяцев 2009 г. в Россию было ввезено 481 700 легковушек – на 74% меньше, чем за соответствующий период 2008 г. А их доля на рынке снизилась с 54% до 48%.

Российским производителям помогут программы господдержки продаж – их общую стоимость в этом году Тараканов оценивает в 46 млрд руб.: это госзакупки из федеральных и региональных бюджетов (в основном легких коммерческих автомобилей), госпрограмма субсидирования ставок по автокредитам и программа утилизации автомобилей (на нее выделено 10 млрд руб.). А в 2009 г. на поддержку продаж было потрачено 50 млрд руб., говорит Тараканов. Сама Sollers рассчитывает продать на треть больше автомобилей, чем в 2009 г., за который реализовано 64 000 машин.

Беды импортеров еще впереди, говорит Тараканов: им придется в этом году повышать цены на автомобили 2009 и 2010 годов выпуска. Многие производители торговали весь прошлый год автомобилями, завезенными еще в 2008 г. Рано или поздно запасы иссякнут. А вместе с ними придется пересматривать цены. Ведь у продавцов будут ограничены возможности по предоставлению скидок, к тому же в цену машин уже придется включить возросшую с начала прошлого года таможенную пошлину (с 25% до 30%).

Пострадали больше

Российский авторынок, откатившийся в минувшем году со 2-го на 5-е место в Европе по числу проданных автомобилей, провалился сильнее других крупнейших. Китайский и немецкий в прошлом году даже показали рост, напоминает Ян. Снижение продаж на большинстве крупных автомобильных рынков в прошлом году составило не более 5–10%.