"Ростехнологиям" предлагается заняться сдачей самолетов в лизинг

Потерпев фиаско в управлении авиакомпаниями, «Ростехнологии» могут освоить новый бизнес – авиализинг. Это может добавить госкорпорации долгов

Госкорпорация «Ростехнологии» может остаться в авиации не только в качестве акционера «Аэрофлота» (она готовится получить до 25,8% его акций), но и лизинговой компании, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к госкорпорации и «Аэрофлоту». Идея принадлежит Минтрансу, уточняет один из них. А госкорпорация пока своего ответа не дала, добавляет источник, близкий к «Ростехнологиям».

Представители Минтранса и госкорпорации от комментариев отказались.

Сейчас главные авиализинговые активы контролирует ОАК; речь об «Ильюшин финанс» (ИФК) и Финансовой лизинговой компании (ФЛК). Три года назад корпорация тоже хотела развивать эти компании. Но в прошлом году президент ОАК Алексей Федоров заговорил о возможной продаже их акций: корпорация готовится к IPO, а лизинговые компании – это долговая нагрузка, которую ОАК не хотела бы консолидировать в своей отчетности. Лизинговый бизнес достаточно прибыльный, но «очень кропотливый» из-за часто меняющейся конъюнктуры рынка: сегодня за самолетами очередь, а завтра от них отказываются из-за кризиса, замечает сотрудник одной из авиастроительных компаний.

«Ростехнологиям» не привыкать к долгам. Госкорпорация получила от государства 454 организации, 96 из которых в конце прошлого года были признаны проблемными. «Ростехнологии» собираются их банкротить, санировать, ликвидировать или передавать в доверительное управление.

Госкорпорации ничто не мешает закупить лайнеры и развивать авиализинг, рассуждает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Главное – чтобы «Ростехнологии» нашли финансирование. Ведь лизинговые компании покупают самолеты и зарабатывают на том, что сдают их в аренду авиакомпаниям. Чем меньше самолетов компания может сдать в аренду, тем сложнее ей вернуть деньги, вложенные в их покупку, а это заемные средства. Поэтому обычно такие сделки заключаются при поддержке государства – через госгарантии или прямые бюджетные средства, добавляет Рыбак. В бюджете на 2010 г. средств на эти цели не заложено, знает источник, близкий к госкорпорации. Представитель Минфина от комментариев отказался.

Впрочем, «Ростехнологии» могли бы стартовать в этом сегменте, став партнером того же «Аэрофлота». Через несколько лет – при растущем пассажиропотоке – у перевозчика наверняка возникнет потребность в новых самолетах, отмечает его сотрудник. А лизинговая компания при «Ростехнологиях» может попробовать предложить более дешевые лайнеры и выгодные условия. Кроме того, «Ростехнологиям» не обязательно начинать с нуля, рассуждает сотрудник одной из авиастроительных компаний. Госкорпорация могла бы взять под контроль ИФК и ФЛК (если ОАК продаст их акции) или объединиться с госбанками, имеющими лизинговые подразделения.