Бесплатный
Игорь Цуканов

Борис Немшич, главный исполнительный директор "Вымпелкома": "Важно, что рост возобновился"

Телекоммуникационная индустрия не скоро вернется к докризисному уровню, признает главный исполнительный директор "Вымпелкома" Борис Немшич. Почему 2009 г. можно считать удачным, он рассказал в интервью "Ведомостям".
Д.Гришкин

Телекоммуникационная индустрия не скоро вернется к докризисному уровню, признает главный исполнительный директор "Вымпелкома" Борис Немшич. Тем не менее он называет 2009 г. отличным для компании (сегодня "Вымеплком" опубликовал отчетность за 2009 г.). Почему это так, и почему Немшича не тревожит отставание "Вымпелкома" от конкурентов по темпам набора новых абонентов в России, он рассказал в интервью "Ведомостям".

Каким был 2009 г. для "Вымпелкома"?

Это был, как известно, довольно напряженный год – для всех отраслей и экономик мира, в том числе и для телекоммуникаций. Тем не менее, для нас это был отличный год. В России наши доходы выросли в рублях по сравнению с 2008 г. на 9,9% – это отличный результат, особенно учитывая обстоятельства. Но это еще не главное наше достижение. Главное – операционная эффективность, которую отражают показатели OIBDA и маржа OIBDA . В России мы увеличили показатель OIBDA в прошлом году на 11,3% – даже больше, чем выручку, а рентабельность по OIBDA по группе компаний выросла до 49,1% [с 48% годом ранее]. В том числе в России рентабельность составила 49,3% [против 48,8% годом ранее]. Мы были нацелены на сбалансированный рост и поэтому преуспели.

То есть вы довольны успехами?

Не хочется переоценивать свои достижения, говорить, что мы очень довольны. Мы стремимся смотреть не в прошлое, а в будущее, в наступивший 2010 год. Когда я пришел в "Вымпелком" чуть меньше года назад, то застал самый пик кризиса. Мы сфокусировались на прибыльности, поддержании денежного потока и сбалансированном росте. В тот момент вся компания была занята интеграцией мобильного бизнеса с фиксированным (в связи с приобретением Golden Telecom и "Корбина телеком". – "Ведомости"). Думаю, с этой задачей мы успешно справились и стали первым интегрированным оператором связи в России. Сейчас мы по сути единая компания, которая способна удовлетворить любые запросы пользователя.

Внутри себя мы отказались от разделения бизнеса по технологическому принципу – фиксированная и мобильная связь, теперь мы делим его на сегменты по видам клиентов – массовые пользователи и корпорации. И, общаясь с клиентом, предлагаем ему весь спектр услуг.

Какой сегмент бизнеса пострадал от кризиса сильнее – мобильная телефония, фиксированная или, может быть, широкополосный доступ в интернет (ШПД)?

Я бы не использовал слово "пострадал". Конечно, очень сильный удар пришелся на сегмент бизнес-абонентов, особенно в первой половине 2009 г. Некоторые клиенты, особенно из малого и среднего бизнеса, вовсе ушли с рынка, многие другие очень жестко ограничили расходы, в том числе на связь. Мы пытались помочь клиентам снизить эти затраты, контролировать их, предоставили ряд скидок. Но в целом наши доходы от корпоративных клиентов в 2009 г. все же выросли.

Что касается рынка массовых пользователей, здесь влияние кризиса было смешанным. С одной стороны, в России уже очень высокий уровень проникновения мобильной связи – 143%, а в Москве и Санкт-Петербурге так и вовсе 190%. Это свидетельство естественного насыщения рынка, так что рассчитывать на органический рост доходов от вновь подключающихся абонентов больше не приходится. Некоторые операторы пытаются продолжать гонку подключений, но мы не считаем нужным в этом участвовать – это значило бы размывать качество абонентской базы.

В первом квартале 2009 г. мы столкнулись с серьезным снижением разговорной активности абонентов, но затем количество минут, выговариваемых абонентом ежемесячно, вновь стало устойчиво расти. Конечно, темп этого роста уже не такой, как в 2006–2008 гг., но важно, что рост возобновился.

Сейчас кризис закончился?

Смотря что называть кризисом. Конечно, индустрия не вернулась к уровню 2008 г., и если честно не стоит рассчитывать на возвращение в ближайшем будущем. Но ситуация стала стабильной – в частности, опять же, с точки зрения объемов потребления услуг абонентами. И сейчас мы фокусируемся уже не на том, чтобы бороться с кризисом, а на устойчивом развитии, особенно в том, что касается новых услуг.

Восстанавливаются и другие отрасли, что тоже положительно влияет на нас, так как "оживают" корпоративные клиенты.

Как вы сами упомянули, вы работаете в "Вымпелкоме" уже почти год – с апреля 2009 г. Что из запланированного уже удалось сделать, а что пока нет?

Основной целью было успешно пройти через неопределенность рынка, созданную кризисом. То есть резервировать наличность, вовремя обслуживать долги (с чем мы блестяще справились) и превратить "Вымпелком" из мобильного оператора в интегрированную компанию. Процесс интеграции, как известно из истории, никогда не бывает завершен окончательно, тем более что трансформации должна подвергнуться не только штаб-квартира, но буквально каждое подразделение, каждый филиал. Тем не менее, мы закончили львиную часть работы, связанной с объединением. Причем закончили успешно: из результатов 2009 г. видно, что наиболее быстрый рост демонстрируют как раз новые сегменты бизнеса, влившиеся в "Вымпелком" недавно, – например, FTTB (Fiber to the Building, вариант широкополосного интернет-доступа, предусматривающий доведение оптоволоконного кабеля до здания. – "Ведомости"). Показательно и то, что в условиях интеграции нескольких видов бизнеса нам удалось повысить операционную эффективность.

Вы именно эти цели ставили год назад?

Да, именно это мы обещали акционерам.

Значит, топ-менеджеров "Вымпелкома" ждут хорошие бонусы за прошлый год?

Ну, это должны решить акционеры (смеется). Наша работа оценивается по ряду KPI (ключевых показателей эффективности. – "Ведомости"), которые выполнены.

Перед вами отчитался "Мегафон". Его руководство тоже утверждает, что достигло поставленных целей – добиться лидерства по чистым подключениям абонентов. Судя по статистике, "Мегафон" и впрямь лидер по чистым подключениям, вдобавок он вот-вот догонит "Вымпелком" по общему количеству абонентов в России. Вас это не тревожит?

Совсем нет. Наши KPI связаны с финансовыми показателями "Вымпелкома", а не с количеством абонентов. Когда уровень проникновения мобильной связи составляет 143% и рынок насыщен, то не так важно, сколько у тебя появляется новых абонентов. А по качеству существующей абонентской базы мы считаем себя лидерами. Например, если оценить динамику среднего счета на абонента (ARPU), то у "Мегафона" этот показатель уменьшился за прошлый год на 13%, а у нас в России – всего на 7%. Наша годовая выручка от услуг мобильной связи в России прибавила 7%, а у "Мегафона" – только 2,4%. Я с большим уважением отношусь к стратегии "Мегафона", наша же стратегия четко ориентирована на качество привлеченных абонентов и на финансовые показатели, которые обеспечиваются благодаря этим абонентам.

У всех операторов разная методика учета абонентов – кто-то отсеивает пользователей через три месяца молчания, кто-то через шесть. Но активный абонент – тот, кто активен всегда. И наша статистика подтверждает, что у нас количество таких пользователей не снижается. Продолжительность разговоров в пересчете на одного абонента у "Вымпелкома" растет и частично нивелирует снижение средней цены минуты (которое происходит вследствие конкуренции), в результате наш ARPU снижается медленнее.

Приобретая Golden Telecom, "Вымпелком" обещал, что к 2010 г. подключит к оптоволоконным сетям 15,6 млн российских домохозяйств. Но с началом кризиса инвестиции в стройку ШПД были приостановлены. Каковы в итоге ваши успехи на данный момент?

Комментировать цифру в 15,6 млн домохозяйств я не стану, она не фигурирует в моих ключевых показателях эффективности (смеется). Но начиная с середины 2009 г. мы очень активно развивали бизнес FTTB. При этом исходили из того, что главное – дотянуться не до здания как такового, а до потребителя. Активнее всего мы инвестировали в то, чтобы подключить к ШПД конкретные квартиры, расположенные в домах, до которых мы дотянули кабель. В результате доля квартир, расположенных в таких домах и реально пользующихся интернетом от "Вымпелкома", резко выросла. В апреле 2009 г. она чуть превышала 8%, а сейчас уже 12,4%.

Параллельно мы все-таки строим сети в новых городах. Сейчас мы присутствуем примерно в 70 городах, где обслуживаем примерно 7,9 млн домохозяйств (на конец 2009 г.). К концу этого года их прибавится еще несколько миллионов. Но опять же, должен быть баланс между количеством подключенных домов и квартир в этих домах.

Наши доходы от ШПД (и проводного, и мобильного) в массовом сегменте выросли в 2009 г. на 150%. Это настоящий успех, и в целом мы считаем ШПД одним из рынков с наибольшим потенциалом развития.

Интервью целиком читайте в одном из ближайших номеров газеты "Ведомости"

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more