Демократии нет, зато есть ее недостатки

«Посмотрите, какие дискуссии шли в парламенте Великобритании. Я смотрел иногда и думал: где я нахожусь? То ли на заседании нашего правительства, то ли Великобритании. Один в один, все то же самое». Владимир Путин, Председатель Правительства РФ

В парламенте Великобритании тори и лейбористы шли стенка на стенку: одни считали, что сокращение расходов бюджета, и как можно быстрее, – вопрос жизни и смерти, другие – что надо думать об экономическом росте. Действительно, внешне и не отличить от баталий наших Минфина и Минэкономразвития. Просто в Британии такие дискуссии ведутся политическими партиями, а у нас – министрами, все верно. И в Британии роль рефери за избирателями, ради внимания которых и разворачиваются публичные сражения, а у нас – за премьером, в кабинете которого «эти все споры постоянно звучат».

Министры руководствуются ведомственными интересами: Минфину надо, чтобы были деньги, Минэкономразвития – чтобы деньги были на проекты. Текущие задачи противоречат долгосрочным, бюджетная политика – экономической стратегии; одно ведомство отвечает за цели, другое – за средства. Стоит при этом помнить, что министр финансов и министр экономики не равны по политическому весу: Кудрин – вице-премьер, курирующий Минэкономразвития. Выигрывает «на выборах» тот, чья программа будет более соответствовать задаче сохранения и популярности власти в данный конкретный отрезок времени. Стабфонд помог ей без потерь пройти через кризис, теперь для этого требуется не наращивать долги – поэтому взят курс на сокращение дефицита бюджета. Прежде амбиции требовали удвоения ВВП, и госрасходы росли как на дрожжах.

Споры в нашем правительстве похожи на споры в других странах, потому что все сейчас проходят через схожие экономические проблемы – внутреннего спроса, дефицита бюджета, кредитования производств. Политические решения в России, как и в европейских демократиях, принимаются с учетом выборов – сейчас это выборы 2012 г. Связанная с этим краткосрочность целей считается одним из недостатков демократической системы. Но выборы в России контролируемые, т. е. власти могли бы себе позволить игнорировать их как фактор при принятии решений. Открытая конкуренция в нашей политической системе отсутствует, а значит, мы лишены ее преимуществ. При этом мы вынуждены мириться с ее недостатками.