Росстат предложит считать потребителям


Росстат обещает разместить на своем сайте программу, с помощью которой каждый сможет самостоятельно оценить реальное положение дел в экономике.

Завершив переход на новый классификатор продукции промышленности, гармонизированный с ЕС, и на новую базу расчета индекса промышленного производства, Росстат в середине июня впервые опубликовал данные в новом формате. Индексы промпроизводства были указаны не только в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и с предыдущим месяцем, но и с сезонной и календарной очисткой, а также в сравнении со среднемесячным значением 2008 г. (этот год взят за базу для расчета динамики промышленности).

«Подстегнуло то, что Россия движется в сторону ВТО, ОЭСР, а в ОЭСР [статслужбы] используют сезонное сглаживание», - рассказал глава Росстата Александр Суринов. Росстат будет публиковать данные с сезонной очисткой не только по промпроизводству, но и по другим макропоказателям, пообещал он. Кроме того, программа для сезонного сглаживания данных, которой пользуется Росстат, будет размещена в открытом доступе, сказал Суринов, «чтобы каждый пользователь мог заняться сезонным сглаживанием на сайте Росстата».

Сейчас на сайте Росстата есть один интерактивный сервис – «Калькулятор персональной инфляции». Он предназначен для расчета личного индекса потребительских цен конкретного пользователя на основе его индивидуальной структуры расходов. Программа же по сглаживанию сезонности будет работать с данными самого Росстата.

Сезонное сглаживание необходимо для лучшего понимания реальной динамики экономики и ее отдельных показателей – промышленности, торгового оборота, занятости и т.д., чье развитие в течение года неравномерно. Например, пик экономической активности обычно приходится на IV квартал – его доля в годовом объеме ВВП около 30%, тогда как объем ВВП I квартала обычно лишь порядка 20% от годового. Показатели в значении «квартал к предыдущему кварталу» тут имеют смысл только тогда, когда данные «очищены» от сезонных колебаний, - только это позволяет выявить реальный экономический тренд.

Доступность инструмента по очистке данных от сезонности «можно только приветствовать», говорит Владимир Сальников из ЦМАКП. Но воспринимает он такое явление «скорее, лишь как игрушку» для любопытных: «Как в любом деле – если хочешь понимать, что происходит, то надо понимать, что ты делаешь». Снятие сезонности – это «нетривиальная задача и не автоматическая работа, нужно еще уметь проинтерпретировать результат», указывает Сальников.

В отличие от статистических данных, фиксирующих значение того или иного показателя, сглаживание сезонности – это уже аналитическая работа: полного единодушия, какие параметры причислять к сезонным флуктуациям, у экономистов нет. Поэтому разные программы сезонного сглаживания могут показывать разный результат, а их трактовка (например, считать ли рост на 0,1% ростом или стагнацией) – отдельная задача. В октябре прошлого года интерпретация таких результатов стала предметом заочного публичного спора замминистра экономического развития Андрея Клепача и Владимира Соколина, на тот момент возглавлявшего Росстат. Клепач, основываясь на оценке Минэкономразвития данных по ВВП со сглаженной сезонностью, заявлял о начале роста экономики. Соколин опровергал, видя в данных со сглаженной сезонностью Росстата лишь горизонтальный тренд.

Существует минимум шесть программ снятия сезонности, три российских и три международных, говорит Сальников. Росстат использует программу DEMETRA, созданную Евростатом и объединившую два пакета - Tramo/Seats и разработку Бюро переписи населения США X-12-Arima.

Аналитики независимо от используемой программы испытывают одинаковые сложности – отсутствие данных со снятым календарным фактором, говорит Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. Кроме сезонных пиков и спадов, связанных со спросом, временем года и т.д., есть еще «фактор календаря» - количество рабочих и нерабочих дней в том или ином месяце и в том или ином виде деятельности. В промышленности пара дополнительных рабочих дней может добавить индексу 2 «лишних» процентных пункта роста, и тогда даже снятие сезонности зафиксирует ускорение интенсивности выпуска. «Мы сейчас сами «снимаем» праздничные нерабочие дни, но точные сведения о реальном рабочем времени есть только у Росстата», - вздыхает Миронов. Было бы лучше, если бы Росстат предоставлял данные со сглаженным календарным фактором, предлагает он, без этого любая модель по очистке от сезонности бессмысленна.