Nokia требует уголовного преследования российского аналитика

Конфликт Эльдара Муртазина с Nokia из-за смартфона N8 похож на историю с утечкой данных о новом смартфоне Apple, однако российский эксперт пока ведет себя грамотнее.

Nokia обратилась в милицию с требованием возбудить уголовное дело по статье о разглашении коммерческой тайны в отношении эксперта по мобильным устройствам Эльдара Муртазина, раскритиковавшего прототип еще не выпущенной официально модели. Финский производитель мобильных телефонов обвиняет авторитетного аналитика в "незаконном владении" её собственностью и требует вернуть гаджет.

Жалоба

О претензиях "Ведомостям" сообщил сам Муртазин, основатель и ведущий аналитик компании Mobile Research Group (MRG). По его словам, в середине прошлой недели ему позвонил сотрудник УБЭП МВД с вопросами о его интернет-сайте Mobile-Review.com. Из общения с ним он и узнал о жалобе Nokia. Муртазин был вынужден срочно вернуться в Москву и в пятницу 9 июля посетил УБЭП МВД по ЦАО, где дал письменное объяснение. По словам Муртазина, жалоба Nokia, с которой он познакомился в милиции (её копию ему не дали), содержит требование возбудить в отношении него уголовное дело по п.1 и п.3 статье 183 УК РФ "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" в связи с тем, что он нелегальным образом владеет предметом и информацией, составляющей коммерческую тайну компании.

Муртазин говорит, что формальным поводом для жалобы стало использование в одной из его публикаций изображений прототипа одного из продуктов компании - смартфона N8. По его словам, в заявлении говорится о том, что "до момента публикации материала, информация о Nokia N8 была неизвестна широкому кругу лиц, а публикация этой информации нанесла ущерб компании и она составляет коммерческую тайну Nokia".

Кроме того, Nokia утверждает, что аналитик получил доступ к устройству незаконным путем и сделал информацию достоянием неограниченного числа лиц. Однако, реальной причиной обращения в органы, по мнению Муртазина, является недовольство в связи с "невосторженным" отзывом об устройстве и о самой компании. В еженедельной колонке на своем сайте в конце апреля он назвал N8 "разочарованием года". "Разочарование - это самое слабое слово... Nokia N8 в качестве флагмана смотрится не просто бледно, это нечто неясное. Рекламой привлекут внимание, начнут продавать и продадут. Чтобы отпугнуть от марки Nokia еще больше людей", - написал он. "Ощущение, что в ряды Nokia затесались разведчики другого производителя, которые проводят саботаж. Целенаправленно разрушая марку Nokia. Шаг за шагом. Иначе объяснить происходящее невозможно", - отмечал аналитик.

После того как информация о претензиях Nokia к Муртазину стала достоянием общественности (аналитик написал об этом в своем блоге) финская компания распространила сообщение, в котором подтвердила факт обращения в российские правоохранительные органы в связи с тем, что Муртазин "незаконно владеет собственностью компании" - прототипом одного из устройств и "другой интеллектуальной собственностью". Как пояснила "Ведомостям" PR-директор компании Nokia Виктория Еремина, компания действительно обратилась в российские правоохранительные органы с заявлением на Муртазина. У него находятся прототипы телефонов, которые Nokia ему никогда не предоставляла, объяснила она. Любой прототип, по её словам, не распространяется публично и является собственностью компании, а Муртазин нарушил её права.

Оправдания

Муртазин возражает, что у нет ни одного аппарата Nokia кроме тех, которые ему официально предоставлялись для тестирования. Прототип N8 он на время получил от человека, который в компании не работает и не связан с ней никакими контрактными обязательствами. Аналитик подчеркивает, что ничего этому человеку не платил - предоставить аппарат для тестирования была исключительно его инициатива. Еремина говорит, что Муртазин на сайте и в блоге неоднократно писал о моделях Nokia, которых нет в продаже, а поэтому у компании есть уверенность в том, что у Муртазина и на этот раз была ее собственность. Муртазин на это отвечает, что информация в его обзоре не была эксклюзивной. Впервые фотографии прототипа N8 с описанием появились в интернете примерно за месяц до этого на одном из китайских сайтов. К тому же он не подписывал с компанией никаких соглашений о неразглашении информации.

Откуда у него взялся телефон Муртазин не говорит, настаивая на своем праве как журналиста сохранять анонимность источника. По словам Муртазина, хотя его компания и не зарегистрирована в качестве СМИ, все сотрудники редакции его интернет-ресурса являются членами Союза журналистов России (СЖР). В споре с Nokia этот довод может оказаться бесполезным. Юрисконсульт Союза журналистов России Анна Парамонова говорит, членство в общественном объединении только удостоверяет факт принадлежности к тому или иному профессиональному сообществу, а для того чтобы быть журналистом с юридической точки зрения необходимо удовлетворять прописанным в законе условиям. В законе "О СМИ" (ст.2) под журналистом понимается "лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию".

Требование вернуть прототип Nokia изложено в письме компании на имя Муртазина (есть в распоряжении "Ведомостей") за подписью вице-президента по юридическим вопросам Эндрю Онга. Nokia предлагает "незамедлительно вернуть всё незаконно находящееся в его владении имущество" в срок до 27 мая 2010 года. В противном случае угрожает принять "соответствующие правовые меры для защиты своей интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации и материалов". Муртазин говорит, что не получал подобного письма. Он утверждает, что "в последние пару месяцев" вообще не может связаться с представителями компании.

Адвокат юридической компании "Юков, Хренов и партнеры" Игорь Копёнкин считает, что формальный состав преступления в действиях аналитика обнаружить можно, и это позволит правоохранительным органам возбудить против него уголовное дело. Однако исходя известных на данный момент обстоятельств, судебной перспективы дело не имеет и будет закрыто, если только Nokia не удастся доказать, что Муртазин "путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом" получил доступ к устройству.

Зарубежный опыт

Конфликт между Nokia и Муртазиным заставляет вспомнить историю с утечкой данных о новом смартфоне от Apple, произошедшую весной. В марте инженер Apple забыл в ресторане прототип новой модели смартфона, которому суждено было стать iPhone 4. Нашедший телефон продал его журналисту, а тот написал обзор про новинку на интернет-сайте Gizmodo.com. Apple пожаловалась в полицию, та обыскала квартиру журналиста и вернула девайс компании.