"Совершенно секретная Америка"

The Washington Post провела беспрецедентное расследование, выяснив, как изменилась система национальной безопасности США после 11 сентября 2001 года. Оказалось, что за 10 лет в стране выросли совершенно секретные города и даже целые районы.
Sxc.hu

На прошлой неделе американская газета The Washington Post опубликовала одно из крупнейших журналистских расследований недавнего времени – цикл статей о развитии системы национальной безопасности США после 11 сентября 2001 г. "Совершенно секретная Америка". Журналисты издания готовили его целых два года.

Выводы расследования таковы. Во-первых, система стала настолько громоздкой, что уже невозможно точно сказать, сколько человек в ней задействованы, сколько она стоит и насколько эффективна. Ясно то, что система производит избыточную информацию, невозможность анализа которой уже приводила к человеческим жертвам в ходе непресеченных терактов. Во-вторых, частные компании настолько тесно вплелись в инфраструктуру безопасности, что без них государство уже не может. При этом их услуги парадоксальным образом обходятся стране дороже, чем найм штатных сотрудников. Наконец, этой частной "совершенно секретной Америке" незнаком кризис: здесь продолжается рост, в ней нет безработицы.

Бесконтрольно разрастающийся тайный мир

На основе анализа открытых источников журналисты подсчитали, что по программам национальной безопасности, разведки и борьбы с терроризмом работают 1271 правительственная организация и 1931 частная компания. Общее число их сотрудников выяснить не удалось, однако известно, что по крайней мере 854 000 человек имеют доступ к информации под грифом "совершенно секретно".

Рост количества занятых в системе после 11 сентября 2001 г. происходил лавинообразно. Уже к концу 2001 г. для борьбы с террористической угрозой были созданы 24 организации. В дальнейшем их становилось больше на два-три десятка в год. Параллельно росло количество сотрудников уже существующих организаций. Например, численность сотрудников Агентства по военной разведке (АВР) Минобороны США выросла с 7 500 в 2002 г. до 16 500 в наши дни.

Из-за того, что большая часть информации о созданной системе засекречена, оценить масштабы и эффективность расходов сложно. Но известно, что через 9 дней после атаки башен-близнецов WTC на борьбу с "Аль-Каидой" дополнительно были выделены $40 млрд. В 2009 году бюджет США только на разведывательные цели составил $75 млрд, что в 21,5 раза больше, чем до 11 сентября 2001 г., причем без учета военных программ и внутренних антитеррористических мероприятий. Косвенно оценить расходы на мероприятия можно, приняв во внимание тот факт, что только в Вашингтоне и его окрестностях после 11 сентября 2001 г. для структур, занятых секретной деятельностью, было построено или строится 33 комплекса зданий общей площадью 1,6 млн кв. м.

Избыточная секретность приводит к тому, что агентства по безопасности не знают о деятельности друг друга и дублируют функции и работу. Например, отслеживанием денежных потоков террористов занимается 51 организация. В результате производится избыточная по объему и сомнительная по качеству информация, которую конечные пользователи игнорируют. На основе 1,7 млрд единиц информации, перехватываемых в сутки (электронные письма, записи на интернет-форумах, sms и сообщения с интернет-пейджеров, звонки по телефонам всех видов), готовятся примерно 50 000 отчетов в год. Но аналитиками работают недавние выпускники колледжей, часто слабо разбирающиеся в специфике работы. За свой труд они получают довольно низкую по американским меркам зарплату ($40 000 - $65 000 в год).

"Я не смогу прожить столько, чтобы ознакомиться со всей этой информацией", - так охарактеризовал поступающий объем информации один из "супер-пользователей", человек имеющий доступ к большому объему секретной информации. В результате американским спецслужбам понадобилось создавать специальную электронную газету для внутреннего пользования. 22 сотрудника редакции Intelligence Today ежедневно отбирают наиболее интересную информацию из десятков докладов и специализированных сайтов, сортируя её по темам и регионам.

Низкую эффективность системы, по мнению WP, подтверждают недавние громкие теракты - расстрел военнослужащим-мусульманином своих сослуживцев в Техасе в ноябре 2009 г. и попытка теракта на самолете, прилетевшем в США из Йемена на прошлое Рождество. Уже после этих инцидентов выяснилось, что спецслужбы располагали отдельными данными о готовящихся терактах, но не смогли их сопоставить и должным образом проанализировать, чтобы пресечь.

ОOО "Национальная безопасность"

The Washington Post удалось выяснить, что вопреки строгому законодательному запрету на выполнение частными компаниями ряда госфункций, спецслужбы США активно используют их для борьбы с терроризмом. Примерно треть людей с допуском к совершенно секретной информации - сотрудники частных компаний (265 000 из 854 000). Примерно такое же соотношение в одной из главных американских спецслужб - ЦРУ. Подрядчики поставляют спецслужбам не столько промышленную продукцию, сколько интеллектуальные услуги, главным образом в сфере информационных технологий.

Активное привлечение частных подрядчиков к работе в сфере национальной безопасности началось сразу после 11 сентября 2001 г. в качестве паллиатива, но привело к тотальной зависимости государства от них. Эти опасения разделяет и нынешнее руководство спецслужб США, несогласное, впрочем, с выводами о раздутости штатов и неуправляемости. Глава ЦРУ Леон Панетта заявил изданию, что его беспокоит чрезмерная зависимость от корпораций, для которых интересы акционеров могут быть важнее национальных. А министр обороны США Роберт Гейтс пожаловался, что ему пришлось сильно постараться, чтобы получить точные данные о количестве сотрудников подрядных организаций, работающих на Пентагон.

Привлечение сотрудников частных компании для обеспечения национальной безопасности в целом дороже найма штатных служащих. По оценке Гейтса, госслужащие обходятся бюджету примерно на 25% дешевле из-за особенностей финансирования системы и дефицита кадров. Американские спецслужбы чаще делают выбор в пользу частных подрядчиков из-за того, что не могут платить своим сотрудникам заработную плату выше определенного уровня. Это ограничение не распространяется на подрядчиков, которые иногда могут предлагать своим сотрудникам в два раза более высокую компенсацию, чем аналогичные специалисты имеют на госслужбе. Кроме того, частные компании могут предоставлять своим сотрудниками бонусы, не предусмотренные в госорганизациях.

Несмотря на высокий уровень безработицы в США, в сфере обеспечения национальной безопасности незаполненными остаются почти 20 000 позиций. Высокий спрос на сотрудников с допуском к секретной информации приводит к тому, что сейчас в США действуют около 300 специализированных рекрутинговых агентств. Гонорары хедхантеров в этой сфере доходят до $50 000 за одну закрытую позицию. Они охотятся за опытными специалистами и часто переманивают их с госслужбы. На службе правительства остаются малоопытные и наименее качественные специалисты.

Секреты рядом с нами

Финансовый дождь, пролившийся на сектор товаров и услуг оборонного и разведывательного назначения, привел не только в взрывному росту ряда частных компаний (например, выручка многопрофильного концерна General Dynamics с 2000 г. по 2009 г. выросла более чем в три раза - до $31,9 млрд с $10,4 млрд, а количество сотрудников удвоилось), но и к экономико-географическим изменениям в масштабе городов и городских агломераций.

WP рассмотрело case формирования антитеррористического кластера в окрестностях Вашингтона, где на территории военной базы Форт Мид расположилось Агентство национальной безопасности (NSA) и еще восемь десятков секретных агентств и организаций. Площадь здания, занимаемого агентством, в котором работают около 30 000 человек, составляет почти 600 000 кв. м. Рядом расположена парковка площадью 45 га. Но этого агентству мало: в течении ближайших 15 лет оно рассчитывает увеличить свою численность на 15 000 человек, что потребует строительства еще более 600 000 кв м офисных площадей.

В окрестностях военной базы за последние без малого 10 лет выросли офисы десятков частных компаний, заполучивших щедрые правительственные контракты. Неподалеку расселились их сотрудники, которые должны подчиняться строгим правилам: помимо соблюдения подписки о неразглашении они должны регулярно проходить проверку на детекторе лжи и писать подробные отчеты после зарубежных путешествий. Кроме того, их учат общаться с шумными соседями и слишком любопытными друзьями. Часто даже супруги сотрудников подобных организаций и компаний не догадываются о том, где они на самом деле работают. При этом, если они будут злоупотреблять спиртным, одалживать слишком много денег или слишком много общаться с иностранцами, они могут потерять допуск к работе с секретной информацией, а вместе с ним и право на пожизненную занятость в одной их организаций "совершенно секретной Америки".

По оценке издания, подобный кластер вкачивает в экономику региона около $10 млрд в год. Всего на территории США журналистам The Washington Post удалось обнаружить по крайне мере еще три подобных образования. Они оказывают серьезное влияние на экономики регионов своего расположения. Шесть из десяти самых "богатых" районов США расположены на территории обнаруженных кластеров. К примеру в Лоудаун Каунти штат Вирджиния, самом "богатом" районе США по данным американского статистического бюро, компактно проживают значительное количество сотрудников Национального управления воздушно-космической разведки (National Reconnaissance Office).

Несмотря на их масштабы о секретных кластерах мало кто знает. Как правило на ведущих к ним дорогам нет указателей, а дома и улицы могут не иметь названий. Однако о приближении к ним можно узнать, когда GPS-навигатор начитает себя странно вести, искажая данные о расстоянии до объектов и предлагая нелогичные маршруты объезда.