Из-за засухи в России выросла бедность

Из-за разгона цен на продовольствие уровень бедности повысится до 14,2% населения страны, подвел итоги жаркого лета Всемирный банк.
AP Photo

Из-за засухи и вызванного ею ускорения роста цен на продовольствие уровень бедности в России вырастет на 0,59 процентного пункта с текущих 13,6%, посчитал Всемирный банк (ВБ). Число живущих за чертой бедности увеличится на 700 000 человек – до 19,8 млн. «Этот эффект нельзя считать несущественным, хотя [ценовой] шок носит единовременный характер», - говорится в докладе ВБ об экономике России.

По данным Росстата, к концу I полугодия 2010 г. доходы ниже величины прожиточного минимума имели 19,1 млн человек, или 13,6% населения. По итогам I полугодия 2009 г. за чертой бедности находились 21,1 млн человек, или 15% населения, - почти так же, как в 2006-м. В 2007 г. уровень бедности сократился до 13,3%, в 2008 г. – до 13,1%, на таком же уровне остался и по итогам 2009 г. Принятые правительством меры по повышению пенсий и минимального размера оплаты труда способствовали сокращению бедности со II половины 2009 г., говорилось в одном из предыдущих обзоров ВБ по России, - без господдержки уровень бедности в кризисный год мог бы подскочить почти до 17%.

Более высокий уровень бедности также связан с показателем безработицы. Восстановление экономики будет происходить при достаточно высоком уровне безработицы, говорит экономист Всемирного банка Сергей Улатов. Реструктуризация на предприятиях нацелена на рост производительности труда без увеличения занятости, поэтому к докризисному уровню безработицы около 6% в долгосрочном плане Россия не вернется, - продолжает он.

Цены бьют по бедным

Еще в июне ВБ ожидал, что в 2010 г. число бедных продолжит сокращаться до 11,4%. Но из-за разгона цен на продовольствие прогноз сокращения бедности утратил актуальность. Эффект от ценового шока рассчитан ВБ как сумма реального дохода, упущенного из-за роста расходов на подорожавшие продукты. От этого страдают в первую очередь бедные - в их расходах продукты занимают существенную часть.

По данным Росстата, у 10% наиболее бедного населения на продукты уходит половина всех расходов, тогда как у 10% наиболее обеспеченных – 15,7%. Главные пострадавшие, указывает ВБ, - пенсионеры и сельское население; в сельском хозяйстве средний заработок на 50% меньше среднероссийского. За январь-сентябрь продовольствие подорожало на 8,4% - в полтора раза больше, чем за тот же период 2009 г. (5,8%), и больше, чем общая инфляция, составившая 6,2% (8,1% в прошлом году).

В сравнении с аналогичным месяцем 2009 г. инфляция подскочила с 5,5% в июле до 7,5% к 25 октября.

Инфляционное давление сохранится до конца 2010 г. и в 2011 г., считает ВБ. По итогам этого года он ожидает инфляцию в 8-9%, в 2011 г. – не ниже 8%: хотя фактор ускорения продовольственной инфляции постепенно сойдет на нет, на росте цен скажется монетизация бюджетного дефицита.

Инфляция тормозит ВВП

Всплеск уровня бедности, скорее всего, со временем рассеется по мере роста доходов населения, надеется ВБ. «Россия до кризиса добилась серьезных успехов по снижению бедности. Сейчас эта тенденция несколько нарушена, но скоро вернется к позитивному тренду. В течение следующих двух лет Россия добьется еще более ощутимых результатов в сокращении уровня бедности», - говорит главный экономист по России Всемирного банка Желько Богетич.

Однако данные Росстата показывают, что тренд динамики реальных доходов идет вниз с апреля 2010 г. По расчетам Высшей школы экономики, к сентябрю в сравнении с апрелем реальные доходы сократились на 8%, с поправкой на сезонность – на 0,5%. По оценкам Минэкономразвития, реальные доходы с поправкой на сезонность после роста в I квартале на 2,3% упали на 2,9% во II и еще на 2,5%- в III. В сравнении с аналогичными периодами прошлого года рост реальных доходов замедлился с 5,1% в первом полугодии до 4,8% за январь-сентябрь, в том числе в сентябре – до 1,5%.

На ускорение роста цен, тормозящее рост доходов, население отреагировало экономией: в III квартале в структуре использования денежных доходов снизилась доля расходов и выросла доля сбережений. Пострадала розница – ее оборот, со снятой сезонностью, падает второй месяц подряд, что беспокоит Минэкономразвития: на этот сектор приходится почти пятая часть ВВП.

По оценкам замминистра экономики Андрея Клепача, в этом году рост экономики может не дотянуть до прогнозируемых ведомством 4%. «Оценка в 3,7% выглядит вероятнее», - говорил он. ВБ оптимистичен и прогнозирует 4,2% (рост понижен с июньской оценки в 4,5%), рассчитывая на рост внутреннего спроса–потребления и запасов предприятий. Консенсус-прогноз Интерфакса, сделанный в конце сентября, показывает рост на 3,9%.

За январь-сентябрь рост ВВП, по оценке Минэкономразвития, составил 3,4%. Для того чтобы по итогам года выйти на 4%, в последнем, IV квартале экономика должна показать космические темпы роста – около 5% к III кварталу со снятой сезонностью, или 18-20% в годовом эквиваленте, посчитал Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ. Даже в самом быстром в истории IV квартале 2007 г. темпы были в полтора раза ниже. Допустим, рассуждает он, в конце года экономика наверстает падение III квартала и ее темпы составят 2% (к III кварталу со снятой сезонностью), - это в 5 и в 4 раза больше, чем в I и II кварталах соответственно. «Даже тогда годовые темпы роста составят 3,2% - вот такой предел мечтаний», - расстроен Миронов.