От редакции: Как накормить семь миллиардов


Каждая новая круглая цифра численности населения Земли заставляет задумываться о том, хватит ли человечеству еды. Пафос спасения голодающих снова актуален: в октябре, по подсчетам ООН, численность населения мира достигнет 7 млрд, почти 1 млрд из них считаются голодающими.

На днях в ежегодном докладе о ситуации с обеспечением продовольственной безопасности Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) и Всемирная продовольственная программа (ВПП) констатировали, что цены на продовольствие будут оставаться высокими и волатильными.

Франция, как временный председатель в G20, решила сделать тему продовольствия основной на саммите в Каннах, который пройдет 3–4 ноября. Во вторник министр сельского хозяйства страны Брюно ле Мэр, а несколькими днями ранее министр по делам сотрудничества Анри де Рэнкур рассказали, что нужно для решения проблемы.

Предлагается организовать инвестиции в сельское хозяйство развивающихся стран – вместо того чтобы кормить их гуманитарной помощью. Повысить транспарентность на сельскохозяйственных рынках, усилить международную координацию – чтобы не было так, как в июле 2010  г., когда решение России закрыть экспорт зерна вызвало резкий рост мировых цен. Чтобы избежать чрезвычайного влияния роста цен, предлагается создавать запасы продовольствия в уязвимых регионах (непонятно, чем это отличается от гуманитарной помощи). А чтобы ограничить рост цен, Франция предлагает бороться со спекуляциями путем ограничения использования производных финансовых инструментов. Ограничить спекулянтов и одновременно дать дополнительные средства на помощь должно введение налогов на финансовые транзакции (Еврокомиссия безуспешно работает над этим с кризиса 2008 г.).

Любопытно, что Россия в этом году, как бы отвечая на критику, заранее предупредила, когда и при каких условиях может ввести ограничения на экспорт зерна: в понедельник вице-премьер Виктор Зубков сказал, что это случится, если объем годового экспорта превысит 24 млн т. Физически это может произойти в марте 2012 г., тем не менее слова Зубкова были отыграны спекулянтами немедленно: во вторник цена фьючерсов на поставку зерна на Чикагской товарной бирже выросла на 8,8%, на кукурузу – на 6,6%.

Спекулянты тем самым как бы подтвердили тезис о необходимости борьбы с ними.

Правда, в ситуации, когда в мире очень много свободных денег, а вкладывать их особенно некуда, не совсем честно кивать на спекулянтов. Особенно французскому правительству, которое пытается продавить увеличение стабилизационного фонда Евросоюза до 780 млрд евро.

Безусловно, важен пункт о замене раздачи еды в странах третьего мира на инвестирование в их сельское хозяйство. По этому поводу давно били тревогу благотворительные организации. Поставки дешевого продовольствия приводили к тому, что фермеры бедных стран не могли развивать собственное производство. Богатые при этом субсидировали своих фермеров и ограничивали доступ на свои рынки. Правда, эта проблема тоже обсуждается давно и безуспешно – она является ключевой в дохийском раунде переговоров ВТО, который начался еще в 2001 г. и неизвестно, когда закончится.

Само по себе производство достаточного количества еды не является для человечества проблемой. Проблема в том, как его организовать.

Помощь голодающим в Африке и даже задача принятия единых решений для преодоления мирового финансового кризиса намного более абстрактны для лидеров стран по сравнению с чаяниями их собственных избирателей. Для Николя Саркози, например, накануне президентских выборов во Франции гораздо важнее вопросы регулирования цен на импортное продовольствие и поддержки отечественного фермерского хозяйства. Он не слишком расстроится, если проблема национальных барьеров не будет решена на саммите, и обрадуется, если удастся порегулировать международных спекулянтов. Что же касается голода, то он останется хорошей темой для разговоров.