Мартин Рот: «Музей – это отражение общества»

Директор Музея Виктории и Альберта о роли ремесел в современной жизни, зачем музею сниматься в кино и что связывает Тюдоров, Стюартов и русских царей
AP

О роли ремесел в современной жизни, зачем музею сниматься в кино и что связывает Тюдоров, Стюартов и русских царей

Мартин Рот приступил к обязанностям директора лондонского Музея Виктории и Альберта в сентябре этого года. До этого он в течение десяти лет был главой Государственных художественных собраний Дрездена, куда входят 12 музеев и галерей. Теперь перед ним стоит новая задача: способствовать развитию музея, посвященного не только изящным искусствам, но и дизайну в широком смысле слове, в том числе ремеслам и производствам. Корреспондент «Пятницы» встретился с Мартином Ротом в Лондоне, чтобы обсудить, как музей, основанный в 1852 году, может соответствовать требованиям современных посетителей.

— Есть ли сейчас интерес к тому, что называют секретами мастерства?

— Как ни удивительно, да. Это доказывает успех проходящей у нас сейчас выставки The Power of Making («Сила ремесла»). Она организована совместно с Советом по ремеслам и рассказывает о роли ручного труда в нашей жизни. В экспозиции более 100 сложнейших в изготовлении предметов из самых разных материалов — то, как они сделаны, можно рассмотреть в деталях, потому-то выставка вызывает огромный восторг, особенно у подростков! Когда я жил во Франции, Министерство культуры проводило программу «Техническое знание», таким образом государство пыталось сохранить находящиеся на грани вымирания умения и навыки, которые сейчас почти не применяются, но имеют историческую ценность. В индустрии роскоши также ценится ручная работа: например, в дорогих автомобилях по-прежнему многие детали изготавливаются вручную. Но если быть слишком консервативным, то можно забыть, зачем именно нужны все эти навыки, и перестать использовать их в реальной жизни.

— Каково будущее прикладного искусства в мире, где предпочтение отдается в первую очередь дизайну?

— Мне кажется, мы наблюдаем своего рода девальвацию слова «дизайн», следовало бы больше думать о его исходном значении — идеальный проект, прекрасный и функциональный. И я хочу, чтобы Музей Виктории и Альберта уделил особое внимание тому, что такое сейчас дизайн и что такое качество. У нас прекрасные коллекции, от Средних веков до наших дней, и мы должны не просто показать их посетителям, но и сделать так, чтобы они им понравились. Полемика о роскоши, мастерстве и дизайне не прекращается уже долгие годы, и сейчас по-прежнему не ясно, что значит «произвести» что-то с экономической и социальной точки зрения. Я боюсь, что у нас больше вопросов, чем ответов, но ставить эти вопросы — одна из задач музея. И еще есть ли сейчас смысл радикально разделять архитектуру, изобразительное искусство и дизайн? Возьмем, например, Томаса Хезервика, дизайнера, создавшего британский павильон на Всемирной выставке в Шанхае: то, что он делает, невозможно отнести только к искусству или только к дизайну. По моему мнению, гораздо важнее понять, что нравится людям, почувствовать, что им нужно в данный момент, и развивать дизайн, который соответствует этому новому способу жизни.

— Что связывает искусство, дизайн и мастерство ремесленников?

— Объект может быть красив, но он еще должен и хорошо работать: красота и функциональность — это две стороны одной медали. Это принципиально. А еще это процесс образования: он может быть дорогим и долгим, но он очень важен.

— Поэтому, чтобы привлечь сегодняшних «интернетных» детей, вы уделяете большое внимание просветительским программам?

— Да, мы очень внимательно подходим к образованию. Музей Виктории и Альберта разработал экскурсии, лекции, мастер-классы, которые должны заинтересовать детей и научить их ценить объекты прикладного искусства. К нам часто приходят группы школьников, просто родители с детьми, и мы все время продолжаем придумывать что-то новое в этой сфере. Например, я хотел бы привлекать детей и подростков в качестве советников, я уверен, что их идеи заставили бы нас посмотреть на многое по-другому. Это новое поколение привыкло сразу же получать информацию по любому вопросу: они ищут ее в интернете и находят в огромном количестве. Но важно видеть и реальные вещи, стоящие за информацией. Даже в наш цифровой век нет ничего прекраснее, чем разглядывать старинную мебель вживую, это намного лучше, чем просто щелкать мышкой по картинкам. Люди столетиями любовались красотой: всегда были, есть и будут объекты, оставляющие сильное впечатление, и Музей Виктории и Альберта готов делать так, чтобы они оказывались в центре внимания публики.

— Помогают ли фильмы вроде «Ночи в музее» привлечь новых посетителей, особенно молодых?

— Да, помогают. Сейчас в кинотеатрах идет картина «Шпион, выйди вон!», частично снимавшаяся в помещениях музея, и людям любопытно, они хотят посмотреть на эти места в реальности. А еще для своего нового фильма наши залы использует Мартин Скорсезе. Ведь музей — это открытое пространство, он создан для людей, а не для экспонатов! Конечно, экспонаты и коллекции — основа музея, но сегодняшний музей не похож на вчерашний: это отражение общества.

— Тогда вам не обойтись без новых технологий, социальных сетей, интерактивности.

— Музей Виктории и Альберта на волне прогресса. Мы прекрасно освоили цифровые технологии, у музея «живой» сайт, пройтись по нашим залам можно не выходя из дома. Что касается твиттера, фейсбука и других социальных сетей, они, конечно же, помогают, но это всего лишь инструменты маркетинга. Коммуникация — это двусторонний процесс, если мы будем заниматься только маркетингом, что-то потеряем. В коммуникации должна быть взаимность.

— Какие изменения происходят в музее сейчас и будут происходить в ближайшее время?

— Мы не только открываем новые выставки, но и делаем все пространство более приятным и удобным для посетителей, хотим, чтобы люди приходили сюда и получали удовольствие. Но необходимо держать высокую планку — нельзя думать, что все возможное уже сделано, и на этом успокоиться. Сейчас архитектор Аманда Левет строит подземную галерею со стороны Эксибишн-роуд, в рамках этого проекта появится новый внутренний двор, в котором будет место для кафе, инсталляций и проведения мероприятий, заодно мы увеличим площади для временных выставок. Однако добавляя что-то новое, нельзя забывать о прошлом: сохранить то, что составляет заслуженную славу этого музея, — одна из моих главных задач.

— Вы планируете новые проекты с музеями из России?

— Конечно, у нас есть прекрасный опыт сотрудничества с Музеями Кремля. В 2008 году в Москве прошла выставка «Два века британской моды» из собрания Музея Виктории и Альберта, а в ответ мы приняли «Роскошь царей» — экспозицию костюмов и военной формы царей и придворных Российской империи, большая часть которых никогда не выставлялась. Куратором была Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Кремля. Следующий наш совместный проект — экспозиция, посвященная Тюдорам, Стюартам и русским царям с 1509 по 1685 год: вещи в основном из нашего собрания, но кое-что предоставят нам Музеи Кремля и Государственный исторический музей в Москве. Выставка расскажет о культурной роли английской монархии — на ней будут собраны портреты, миниатюры, личные подарки. Московская версия выставки — «Золотой век английского двора» — пройдет в Оружейной палате с октября 2012 по январь 2013 года. А вообще наши выставки путешествуют по всему свету, отправляются в США, Индию, Австралию, Испанию… И в то же время нам очень важно долговременное сотрудничество, важно развивать более глубокие интеллектуальные связи. Как в случае с Музеями Кремля.

— Какие экспозиции откроются у вас в ближайшее время?

— С 31 марта по 12 августа 2012 года пройдет выставка «Британский дизайн 1948-2012: инновация в современности», она будет работать в дни Олимпийских игр и продемонстрирует 300 экспонатов, иллюстрирующих 60 лет британского творчества и мастерства.

Автор — собственный корреспондент «Пятницы» в Италии, перевод Елены Париной

Досье

1955

Родился в Штутгарте.

1987

Защитил докторскую диссертацию в Тюбингенском университете Эберхарда и Карла, посвященную политической истории немецких музеев.

1996

Выбран президентом Ассоциации немецких музеев.

2001

Назначен директором Государственных художественных собраний Дрездена.

2007

Награжден французским орденом Искусств и Литературы.