Статья опубликована в № 2977 от 09.11.2011 под заголовком: «Проще меняться, когда ты маленький», - Ли Сянь Лун, премьер-министр Сингапура

Ли Сянь Лун: «Нельзя победить коррупцию, просто повысив зарплату чиновников»

Строгие законы и устрашающие приговоры делают коррупцию слишком рискованным, малоприбыльным занятием, говорит Ли
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Bloomberg
1971

закончил офицерские кадетские курсы, дослужился до бригадного генерала и начальника штаба в генштабе страны

1984

член парламента и правительства

1990

заместитель премьер-министра

2004

занял пост премьер-министра Сингапура

«Мы приветствовали каждого инвестора»

Отец нынешнего премьера Ли Куан Ю описал проведенные им на посту премьера реформы в книге «Сингапурская история: из «третьего мира» – в «первый». Ниже выдержки из нее. Потеря доходов от британских баз в 1971 г. стала серьезным ударом для Сингапура: они составляли 20% экономики, базы давали работу прямо и косвенно около 70 000 человек. Ли обратился к стране по радио: «Если бы мы были слабыми людьми, то уже погибли бы <...> Нет ничего такого, что Сингапур получал бы бесплатно <...> Но город будет оставаться оживленным индустриальным, коммерческим и транспортным центром и после ухода англичан». Ли писал, как поразили его итоги переписи населения: женщины с образованием «не выходили замуж и не воспроизводили себя». В 1983 г., выступая по телевидению, он фактически призвал мужчин с образованием жениться на образованных женщинах. Это заявление дорого обошлось РАР на выборах и положило начало «великим брачным дебатам». Чтобы решить проблему незамужних образованных женщин, было создано Агентство социального развития. В 1968 г. советник правительства Альберт Винсемиус позвонил вице‑президенту сингапурского отделения Bank of America Ван Онену и спросил, может ли Сингапур за 10 лет стать финансовым центром Юго‑Восточной Азии. Ван Онен ответил, что достаточно пяти лет. На встрече он подвел Винсемиуса к глобусу и объяснил: финансовый день начинается в Цюрихе, потом открываются банки во Франкфурте, затем – в Лондоне, когда они закрываются, еще работают банки в Нью‑Йорке, а они передают финансовые потоки в Сан‑Франциско. После закрытия его банков жизнь в финансовом мире замирает, и эту паузу может заполнить Сингапур, «впервые в истории станет возможным глобальное круглосуточное банковское обслуживание». В 70‑х гг. произошел конфликт с влиятельным представителем лондонского Сити – Джимом Слэтером, который управлял активами премьера Великобритании Эдварда Хита. Его компания была заподозрена в манипулировании акциями, которые котировались на Сингапурской бирже. Несмотря на репутацию Слэтера, Ли решил возбудить дело и добиваться его экстрадиции. «В 1971 г. в Сингапуре проводилась кампания по борьбе с длинными волосами, поскольку мы не хотели, чтобы наши молодые люди подражали внешнему виду хиппи». Жизнь не по средствам стала для судов Сингапура подтверждением получения взяток. Несколько министров были признаны виновными в коррупции. «Небольшая власть, данная людям, которые не могут достойно прожить на свое жалованье, создает стимулы для ее неправильного использования», – писал Ли.

Индикаторы взяток

«Каждый чиновник ежегодно должен декларировать имущество. Если его заподозрят в коррупции, будет проведена проверка, не получал ли он необоснованно высокий доход, чем владеет. Управление по расследованию подозрительных сделок выявляет подозрительные сделки, в которые могут быть вовлечены политические и общественные деятели, высокопоставленные госслужащие и члены их семей». Ведомости

О стране

Сингапур. Территория – 712,4 кв. км. Население – 5,18 млн человек. ВВП (с учетом паритета покупательной способности) – $293 млрд. Средняя ежемесячная зарплата (II квартал 2011 г.) – $3173. Инфляция (2010 г.) – 2,8%. Экспорт (первое полугодие 2011 г.) – $204 млрд, импорт – $183 млрд. Профицит госбюджета (2010 г.) – $11,95 млрд. Госдолг (на 30 июня 2011 г.) – $277 млрд. Источник: статистическое ведомство Сингапура, МВФ В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2011–2012 гг., подготовленном аналитической группой Всемирного экономического форума, Сингапур занял второе место после Швейцарии, в субрейтинге по качеству институтов занял первое место.

Для многих российских чиновников Сингапур – не просто одна из наиболее убедительных и уникальных историй успеха, но и пример для подражания: модернизация по жесткому сценарию, динамично развивающаяся экономика и авторитарная по сути политическая система. В значительной степени страна до сих пор управляется семьей Ли Куан Ю, человека, который сумел превратить небольшой город в процветающую экономику с одним из самых высоких в мире ВВП на душу населения (3-е место в 2010 г.), лидера рейтингов по конкурентоспособности (2-е место), международный финансовый центр, привлекающий инвесторов со всего мира. Сейчас страна готова к переменам, говорит его сын, премьер-министр Ли Сянь Лун. И если на заре реформ правительство было единственной силой в Сингапуре, способной запустить реформы, то теперь оно готово поделиться властью с обществом.

– Что вы думаете о ситуации в мировой экономике, какие вы видите риски для Сингапура?

– Наша экономика полностью открыта. Проблемы, обострившиеся после краха Lehman Brothers, мгновенно ударили по нам (по данным МВФ, темпы роста ВВП Сингапура замедлились с 8,78% в 2007 г. до 1,49% в 2008 г., в 2009 г. ВВП сократился на 0,77%, в 2010 г. вырос на 14,47%, прогноз на 2011–2012 гг. – 5,3 и 4,3% соответственно. – «Ведомости»). Поэтому нас не может не беспокоить ситуация в Европе и Америке. Уже в следующем году возможен новый спад в мировой экономике, а им только предстоит решать свои структурные проблемы, бороться с бюджетным дефицитом. Это потребует сложных политических решений. Для нашей страны это риски.

Но в наших силах подготовиться к потрясениям, накопить резервы, иметь наготове план действий. Резервы помогли нам пережить последний кризис. Мы запустили job’s credit program – правительство на время взяло на себя часть бремени работодателей по социальному страхованию. Таким образом, мы снизили их расходы на высококвалифицированных работников, помогли компаниям сохранить их в трудный период, который был, к счастью, не слишком долгим. Компании смогли быстро восстановить производство, а мы избежали очень серьезных проблем с безработицей (по данным МВФ, в прошлом году безработица составила 2,18%, прогноз на 2011–2012 гг. – 2,29%. – «Ведомости»).

Перспективы Азии лучше [чем США и Европы]. И, с одной стороны, мы извлекаем выгоду из процветания Китая, из развития Индии, с другой – мы сталкиваемся с конкуренцией со стороны этих стран. Это конкуренция за технологии, профессионалов, высококвалифицированных сотрудников, за работы, которые могут быть переданы на аутсорсинг. В Китае каждый год появляется 7 млн выпускников, из которых 1,2 млн получили дипломы инженеров или специалистов в области технических наук. И это вызовы для нашей страны.

– У Сингапура высокий госдолг (в 2009–2011 гг. – 105, 96,3, 93,5% ВВП, данные МВФ), это тоже серьезный риск.

– Нет, это недопонимание. У нас высокий общий публичный долг. Он растет, поскольку правительство выпускает ценные бумаги, но мы делаем это не ради наращивания расходов, а чтобы генерировать денежный рынок, чтобы у людей были инструменты для торговли. Кроме того, для нас это механизм накопления резервов, которые мы инвестируем. Таким образом, в чистом виде у нас нулевой публичный долг.

– Пока инвестиции Сингапура в российскую экономику невелики (по данным Росстата, накопленные инвестиции за первое полугодие 2011 г. – $55,2 млн), почему?

– Наши отношения хорошо развиваются. Мы надеемся, что со временем откроется больше возможностей в России, но мы мало знаем о вашей стране. Кроме того, немногие из наших компаний работают в тех сферах, где открываются возможности для бизнеса в России, у нас мало ресурсных компаний. Тем не менее некоторые сингапурские компании и предприниматели, которые уже давно работают в России, научились неплохо понимать вашу страну. И все больше российских компаний работают в Сингапуре. Их уже 400–500.

– Российское правительство обещает масштабную приватизацию, вы готовы принять в ней участие?

– Я не надзираю напрямую за портфелем наших инвестиций, над этим работает специальная команда, которая, думаю, следит за активами в России и изучает открывающиеся возможности. Почему нет.

– А может ли Российско-сингапурский бизнес-форум (РСБФ) способствовать сотрудничеству между нашими странами? Принес ли он уже какой-то результат?

– РСБФ помогает России лучше понять Сингапур, а Сингапуру – Россию. Но по объективным причинам компании зачастую предпочитают вести закрытые переговоры. Поэтому очень сложно определить, какие именно сделки стали возможными благодаря РСБФ.

– Поразительны успехи Сингапура в борьбе с коррупцией. Что вы можете посоветовать России, для которой проблема коррупции одна из ключевых?

– Я не могу давать советы. Сингапуру удалось добиться нулевой терпимости к коррупции. Если тебя подкупили, ты будешь обвинен, признан виновным и заплатишь за преступление – не важно, кто ты, пусть даже министр.

Система противодействия коррупции основана на нескольких принципах. Это независимая судебная власть и жесткие, эффективные антикоррупционные законы, которые неукоснительно соблюдаются. Это независимое, адекватно финансируемое антикоррупционное бюро, от которого никто не ждет поблажек. Стратегия Бюро по расследованию случаев коррупции – обнаружение преступления, нанесение удара и предупреждение. Строгие законы и устрашающие приговоры делают коррупцию слишком рискованным и малоприбыльным занятием. Это и правительство, которое служит интересам общества и претворяет в жизнь озвученную им политику. Мы платим нашим служащим достойное жалованье. Если платить мало, люди не смогут жить на зарплату и коррупция будет неизбежной, как бы вы ни старались победить ее. Это проблема Китая: жалованье у чиновников невысокое, а возможности заработать есть. И никакие приговоры к смертной казни не помогают.

Но нельзя решить проблему, просто повысив зарплаты чиновников. Нужно сделать систему госуправления прозрачной и ограничить свободу выбора чиновника.

Впрочем, низкий уровень коррупции не означает ее отсутствие. Воспитание общества – одна из основных превентивных мер, это ключ к нулевой терпимости к коррупции. Если кто-то делает незаконное предложение, он должен понимать, что люди скорее сообщат об этом в полицию, чем дадут взятку. Эта стратегия помогла Сингапуру победить постоянно растущую коррупцию, когда правящая партия PAP (People’s Action Party. – «Ведомости») впервые пришла к власти в 1959 г. По результатам индекса восприятия коррупции 2010 г. Сингапур вместе с Новой Зеландией и Данией занял первое место.

Недавно я прочитал интересную историю в газетах. Одна женщина приехала из Китая, чтобы работать в Сингапуре. У нее возник конфликт с коллегой в компании, и она постаралась дать взятку своему супервайзеру – $1000, чтобы тот уволил ее недруга.

– И чем эта история закончилась?

– Она села в тюрьму. Она думала, что такое возможно, но у нас в Сингапуре другая культура.

– Если ваши компании решат вести бизнес в России, они столкнутся с проблемой коррупции. Будет ли это препятствием для инвестиций в Россию?

– Думаю, что будет. Для американцев, британцев это проблема. В этих странах действуют законы, предусматривающие наказание для компаний, уличенных в коррупции за границей. Наши компании должны придерживаться наших стандартов, работая и в других странах, иначе эта болезнь заразит нас.

– Реформы в Сингапуре проводились по жесткому авторитарному сценарию. Это было необходимо?

– Думаю, что правительство, особенно на первом этапе, проводило жесткую политику – социальную, экономическую, в области безопасности, сделав ставку на модернизацию и развитие. Но нельзя сказать, что оно действовало против воли людей. Оно пользовалось поддержкой, и обычно на выборах PAP одерживала уверенную победу.

В прошлые годы нами создавались компании, многие из которых стали большими корпорациями. Тогда не было частного сектора, который мог бы это сделать, а у публичного была такая возможность, были люди, у которых были идеи и инициативы. За последние годы мы провели реструктуризацию, министерства больше не вовлечены в управление этими компаниями. Мы до сих пор владеем пакетами – где-то мажоритарными, где-то миноритарными, но управляем ими на расстоянии через Temasek (госкомпания Temasek Holdings. – «Ведомости»). И влияние государства на экономику гораздо ниже. На компании Temasek приходится около 10% ВВП.

Стиль управления становится более ненавязчивым, правительство больше консультируется, привлекает все больше людей к управлению. И думаю, что это продолжится. Общество становится более зрелым.

– Сингапурский финансовый центр активно развивается, но пока к числу звезд не относится. Как вы его развиваете, каковы цели?

– Мы стараемся сделать так, чтобы людям было проще вести бизнес в Сингапуре: привозить таланты, основывать компании, управлять деньгами, использовать нашу инфраструктуру. И это позволяет наращивать финансовую активность. Мы создаем удобную регуляторную и надзорную среду. Правила открытые, понятные, четкие, сравнимые с другими финансовыми центрами. Мы привлекаем чистые деньги, и это гарантия защиты инвесторов от мошенничества. Мы должны заботиться о своей репутации, быть очень осторожными при листинге иностранных компаний, ведь эти компании, их активы находятся за границей, мы судим о них только по документам и информации, которую они предоставляют. Акционеры компаний должны доверять репутации биржи.

Наконец, у нас привлекательные налоговые условия. Для некоторых видов деятельности и финансовых сервисов действуют отдельные ставки. Сингапур хорошее место для людей, которые хотят приобрести активы в Азии, разместить здесь деньги.

– Как вы оцениваете шансы России построить международный финансовый центр, может ли он быть глобальным или только региональным?

– Думаю, что это займет определенное время. Нужно создать условия, чтобы банкиры, менеджеры фондов, профессионалы захотели приехать в страну. В Сингапуре очень много иностранцев из самых разных стран. В Японии, например, очень большой финансовый сектор, но в основном региональный.

– А миру нужен еще один глобальный финансовый центр?

– Когда начинаете, не стоит думать, нужен ли миру еще один финансовый центр, нужно думать, можете ли вы отобрать бизнес у других (смеется). Но у меня не создается впечатления, что создание финансового центра – один из основных приоритетов вашей политики.

– Размер Сингапура – это его преимущество или проблема?

– Проще меняться, когда ты маленький. С другой стороны, когда речь идет о длительном периоде времени, то маленький размер означает повышенные риски – в какой-то момент можно исчезнуть, а вот Россия никогда не исчезнет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more