Майя Гришина: «Если все знают правила, выборы проходят без эксцессов»

Вопросы, которые вызывают изменения в российской избирательной системе, комментирует член Центризбиркома Майя Гришина

Вопросы, которые вызывают изменения в российской избирательной системе, комментирует член Центризбиркома Майя Гришина.

О законах

Не могу согласиться с тем, что изменения, вносившиеся в избирательное законодательство, были направлены на ограничение конкуренции и избирательных прав граждан. Развитие законодательства в целом следовало логике развития современной избирательной и партийно-политической системы.

За последние четыре года по инициативе президента были внесены поправки, которые существенно изменили общую картину и обеспечили политический плюрализм. На выборах в Госдуму следующего созыва будет действовать уже не 7-, а 5%-ный барьер. Такое нововведение есть и на региональном уровне. Уже на этих выборах получили гарантии представительства в Госдуме партии, преодолевшие 5%-ный барьер.

Внесены изменения, направленные на исключение злоупотреблений в процессе регистрации. Партии получили возможность вносить уточнения в документы, которые сдают в избиркомы. Сократился набор документов.

Разрешение не уходить в предвыборный отпуск лицам, замещающим государственные должности, было дано в соответствии с рекомендациями ОБСЕ по результатам выборов 2003 г. Никакой дискриминации в этом положении нет, ведь те представители власти, которых изберут, впоследствии тоже будут присутствовать в эфире.

Залог существовал на том этапе, когда это было оправданно. Но в какой-то момент он перестал быть гарантией реализации избирательного права, превратившись в скрытую форму имущественного ценза. Сбор подписей — абсолютно логичный и нормальный механизм, и обсуждать его нужно только в плане количества собираемых подписей. Оно должно быть достаточным, но не чрезмерным. Напоминаю, что одна из инициатив президента как раз снизила порог подписей, собираемых партией при выдвижении списков на выборах в Госдуму, с 200 000 до 150 000. Все партии их собрали и успешно прошли проверку.

Что касается существующего порядка проверки подписей, то да, это не судебная экспертиза, здесь другая методика исследований, она определена с учетом сроков и объемов работы. Их выполняют квалифицированные эксперты, хотя на самом деле даже для неспециалиста достаточно очевидно, когда большой массив подписей выполнен одной рукой.

О комиссиях

Пять членов Центральной избирательной комиссии назначает президент России: как глава государства, а не как лидер списка. Кроме того, он не может их снять. Несменяемость членов комиссии — один из принципов, обеспечивающих независимость Центризбиркома.

Процент госслужащих в составе избирательных комиссий действительно высок, хотя их не может быть более 50% от состава комиссии. Я считаю, что это идет на пользу делу: как правило, чиновники — люди, которые неплохо ориентируются в законодательстве и способны оформлять ту массу документов, которую по закону должен принимать избирком. Но также существует «партийная квота», гарантирующая присутствие в комиссиях партиям, списки кандидатов которых представлены в Госдуме и законодательном собрании региона, а для нижестоящих комиссий — и в представительном органе местного самоуправления. Мы всегда призываем партии искать дополнительные кадры: пока они далеко не всегда пользуются правом назначать своих представителей, по крайней мере в участковых комиссиях.

Участвующие в выборах партии могут также назначать членов комиссий с совещательным голосом. Это еще и элемент общественного контроля, который обеспечивает соблюдение законности в работе избирательных комиссий. В целом же, я считаю, в составе комиссий профессионализм, общественный контроль и роль партий сбалансированы.

О жалобах

Нужно понимать, что законодательство различает жалобу (на решение нижестоящей комиссии) и обращение. Только в российской правовой системе так широко развито требование об обязательном рассмотрении обращений о нарушении законодательства — например: на территории города N нашли листовку с запрещенной агитацией, срочно примите меры. По закону на такое следует незамедлительно отреагировать — рассмотреть; определить, кто может пресечь нарушение; если это возможно, привлечь нарушителя к ответственности. Если речь идет о локальном нарушении, то мы обязательно привлекаем избирательную комиссию соответствующего уровня. Она разбирается на месте и нам отчитывается о принятых мерах.

О наблюдателях

Есть известная притча про слона, которого щупают с разных сторон — и делают разные выводы. На одном из участков мне довелось встретить наблюдателя, который в течение всего дня голосования не переставал твердить: «Все равно вброс будет, я знаю, что будет, вы всегда вбрасываете». Это нормально? Мы — за квалифицированных наблюдателей. Многие проблемы возникают из-за незнания закона. Если все знают правила, соблюдают процедуру, выборы проходят без эксцессов. Я советую коллегам антиконфликтные тренинги — это очень хорошо снимает вопросы.

Об открепительных

По инициативе президента уточнен порядок использования открепительных удостоверений. Введенные меры контроля должны полностью исключить голосование по двойным тиражам или по удостоверениям с номерами, которых нет в нашем реестре. За этим можно будет следить при помощи компьютерной системы. Большее число открепительных требуется потому, что у нас высокая миграция: такое удостоверение — гарантия того, что гражданин сможет проголосовать вне места жительства.

Что касается ссылок на принуждение к голосованию по открепительным, то медаль Гиренко надо будет вручить тому бюджетнику, который донесет до нас соответствующий факт и будет готов его подтвердить.