Игорь Минтусов: «От рынка политического консалтинга осталось 40%»

По словам председатель совета директоров «Никколо М», тучные годы для имиджмейкеров закончились в середине 2003 г.
Игорь Минтусов, председатель совета директоров «Никколо М»/ PhotoXpress

В 1996 г. «Никколо М» помогала переизбрать Бориса Ельцина, в 1999 г. – раскрутить «Единство», а в середине 2003 г. – Виктора Ющенко. А потом тучные годы для имиджмейкеров закончились. Председатель совета директоров «Никколо М» хорошо помнит, как это произошло.

– Насколько сильно сжался рынок политконсалтинга после отмены губернаторских и сокращения числа одномандатных выборов?

– Свободный рынок политических консультантов сократился за последние годы более чем вдвое. Если принять за 100% независимый рынок политического консалтинга, который был в 2000 г., то сейчас от него осталось 40%. Впрочем, количество людей, которые занимаются политическим консультированием, не сильно уменьшилось. Политические партии избрали стратегию создания структур внутри партии, которые занимаются выборами на постоянной основе. И в этих внутрипартийных структурах работают политконсультанты на постоянной основе. Партии можно понять. Есть логика американской политической системы, где есть консультанты, которые традиционно работают с республиканцами, и есть консультанты, которые традиционно работают с демократами. Но там этот принцип совершенно по-другому существует. Там нет штатных политтехнологов. У нас они появились.

– Говорят, что появление партийных политтехнологов особенно больно ударило по компаниям с громкими именами. По той простой причине, что обосновавшиеся в партиях имиджмейкеры представляют, кто чего стоит на рынке, и отбирают исполнителей без оглядки на бренды...

– Это правда. Я очень хорошо помню время в середине 2000-х, когда к нам стали поступать запросы на отдельных специалистов, а не на комплексные услуги компании. Звонят и говорят: нам нужен пиарщик в штаб, у нас все есть, а пиарщика нет.

– А кто придумал брать политтехнологов в штат и когда это случилось?

– Это случилось пять-шесть лет назад. Первой решение приняла «Единая Россия», и почти одновременно – «Справедливая Россия». Сейчас штатные политтехнологи у всех парламентских партий. За исключением ЛДПР. У них в принципе нет департамента по избирательным технологиям. В структуре КПРФ такая структура есть. Ее возглавляет один из заместителей Зюганова, который отвечает за агитацию и пропаганду...

– Мельников?

– Да, у него есть штат политтехнологов, консультантов. В «Справедливой России» есть департамент выборных технологий. Недавно о нем рассказывал [лидер партии Сергей] Миронов.

– А кто в «Единой России» главный политтехнолог?

– Владислав Юрьевич Сурков. В ЕР с ним согласуются все руководители региональных штабов, все технологи, которые приглашаются в команду. Там очень жесткая дисциплина. Он визирует практически все команды политтехнологов, которые работают на региональном уровне.

– Мне говорили, что на прошлых выборах в Госдуму «Единая Россия» нанимала в Москве политтехнологов для каждого региона.

– Это правда.

– Говорят, что позднее партия от этой схемы отказалась и решила нанять для каждого региона штатных политтехнологов на должность замглавы исполкома.

– И это правда. Это системное решение «Единой России». Партия на постоянной основе содержит не только избирательный штаб, но и может содержать штатных политтехнологов на уровне замов [руководителей исполкомов региональных отделений]. Я, правда, не знаю, во всех ли регионах. Это может зависеть от штатного расписания (если уж совсем цинично), которое есть в регионе.

– У других партий тоже есть штатные политтехнологи в каждом регионе?

– На содержание политтехнологов в регионах нужны постоянные ресурсы, которые фактически есть только у одной партии – «Единой России». «Справедливая Россия» не содержит в регионах на постоянной основе заместителей, которые отвечают за избирательные технологии. В ЛДПР этого, насколько я знаю, тоже нет, как и в КПРФ. Но даже в «Единой России» центральный штаб, как правило, не платит за региональные кампании. Считается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Финансовыми ресурсами, в том числе на политтехнологии, должен обеспечить партию лидер. Такой же порядок и в других партиях. Это правило, из которого могут быть исключения. Если регион очень бедный, а лидер в нем сильный, то центральный штаб может послать туда политтехнологов и за собственный счет.

– У «Патриотов России» и «Яблока» есть политтехнологи?

– О «Патриотах России» мне ничего не известно. Я с ними не сталкивался. Что касается «Яблока», то традиционно они тоже не нанимают «внешних» политтехнологов. Они нанимают рекламные агентства, которые берут часто не свойственные им функции специалистов в области политической рекламы, которая сильно отличается от обычной. У них давно, еще со времен [Григория] Явлинского, существует определенная идеология, которая заключается в следующем: у нас в партии нет места политтехнологам, поскольку настоящие умные продвинутые политики и сами все не хуже политтехнологов знают.

– Тем не менее в 1999 г. в качестве их политтехнологов называлась компания «Тайный советник».

– Там наверняка был локальный контракт, никак не связанный со стратегией выборной кампании. «Тайный советник» – специализированная компания.

– А по «Правому делу» прояснилась ситуация? Кто с ними работает?

– Нет информации. Я думаю, что никто с ними не будет работать. Богданов сам по себе выходец из политтехнологической тусовки. В 1990-е гг. он много работал с Кошмаровым. Фактически был его партнером. Мы пересекались с Богдановым на выборах мэра города Волгограда во второй половине 1990-х гг. Поэтому в хорошем смысле слова Богданов не без основания считает себя политтехнологом и будет сам строить кампанию.

– Независимые политтехнологи говорят, что «Единая Россия», возможно, отказывается от штатных политтехнологов в пользу независимых. Это правда?

– Регионов много, на всех [штатных политтехнологов] не хватает, потому [в 2007 г.] приглашали со стороны, и сейчас я знаю, что «Единая Россия» привлекает независимых политконсультантов в некоторые регионы. Регионы борются за процент между собой – идет активное привлечение независимых политтехнологов для получения конкурентного преимущества по сравнению с соседом.

– К вам «Единая Россия» обращалась на этих выборах?

– Нет, официально не обращались.

– Как, по вашему мнению, будет меняться роль политтехнологий в российской политике в ближайшие годы?

– Стратегически роль политических технологий в целом уменьшаться уже не будет. Вопрос лишь в том, какой вес будут иметь электоральные политические технологии по сравнению с неэлекторальными политическими технологиями. Не думаю, что роль электоральных политических технологий будет уменьшаться и дальше. Во-первых, куда уж дальше? Во-вторых, власть должна обеспечить свою легитимность. Нельзя сейчас сокращать публичную политику. Иначе власть будет ставить под сомнение свою легитимность. А это ну никак в планы власти не входит.