Виктор Гафт: «Эти выборы в Госдуму могут стать первыми, в которых мы не будем участвовать»
Гендиректор «Имидж-контакта» не теряет оптимизма: компания активно осваивает рынки бывших союзных республик и даже присматривается к АфрикеПредстоящие выборы в Госдуму могут стать первыми за последние 20 лет, в которых «Имидж-контакт» не будет участвовать. Однако гендиректор «Имидж-контакта» Виктор Гафт не теряет оптимизма: компания активно осваивает рынки бывших союзных республик и даже присматривается к Африке. В России же «Имидж-контакт» сосредоточился на бизнес-клиентах.
– У вас на сайте написано, что вы лидирующая компания на рынке, что у вас много сотрудников, но сайт давно не обновлялся. Эта информация уже не актуальна?
– Количество специалистов, непосредственно занятых в политическом консалтинге, конечно, уменьшилось. В связи с тем, что рынок сузился, часть людей задействована теперь в неполитических проектах. А часть сотрудников плавно перешли в пограничные отрасли деятельности.
– Ушли из компании?
– Да.
– Как много сотрудников осталось?
– На высшем и высоком уровне осталось около 60%. Гораздо хуже сохранилось низовое звено. В пиковые моменты деятельности у нас работали сотни сотрудников.
– Что сказалось на бизнесе?
– Отмена губернаторских выборов, отмена выборов в Госдуму по одномандатным округам, повышение роли административного ресурса, региональные кампании, где выборы теперь проходят по партийным спискам. Если сейчас человек хочет стать депутатом Госдумы, ему надо три вещи – знание того, каков размер денежного взноса в партийный фонд за место в проходной части списка, обладание соответствующей суммой и наличие информации о том, с кем этот вопрос можно решать.
– В 1990-е гг. названия лидеров на рынке политконсалтинга были у всех на слуху. Кто занимает ведущие позиции на рынке сейчас?
– У нас в стране есть один политик и один политтехнолог. Политик – это Владимир Владимирович Путин. Политтехнолог – Вячеслав Юрьевич Сурков. За работой других политтехнологов сейчас мы наблюдаем на выборах в сопредельных государствах. Вот были киргизские выборы, там появлялись наши коллеги. И мы там тоже поработали.
– В Киргизии вы на чьей стороне?
– На парламентских выборах мы работали с одной партией.
– Какой?
– Не хотелось бы говорить.
– Она не очень хорошо выступила?
– Это не самая передовая партия, но выступила она нормально. Сейчас принимает участие в президентской кампании.
– Какие-то технологии не работают в Киргизии?
– Понимаете, очень редко, приходя работать куда-то, политтехнологи имеют карт-бланш на реализацию своих схем и своих технологий. Существуют всегда местные люди, с которыми надо наладить эффективное взаимодействие, у которых есть свои представления. Нужно выработать общий подход с ними, направить их в нужное русло. Во время избирательной кампании много энергии уходит не на состязание с оппонентами и организацию взаимоотношений с избирателями, а на налаживание коммуникации с соратниками на местах. Они знают, у кого надо брать в аренду автобусы, у кого нужно заказывать рекламно-демонстрационные стенды... Ведь у каждого есть братья, свояки, шурины, которым обязательно нужно во время избирательной кампании... ну вы понимаете.
– В Киргизии Москва активно отстаивает свои интересы. Поддерживая ту или иную партию в Киргизии, вы не вступаете в конфликт с российскими властями, которые могут поддерживать другую политическую силу? Не было ли конфликта, когда на Украине вы поддержали Ющенко, против которого выступал Кремль?
– Мы его не поддерживали, мы с ним работали.
– Это была конфликтная ситуация?
– Я бы сказал так: некоторые башни Кремля ставили на Януковича. Впоследствии, насколько я понимаю, ошибочность такого подхода была признана. Было признано, что нельзя ставить на одного из кандидатов. Теперь что касается Киргизии – ваш вопрос является избыточным, потому что сейчас Кремль, извлекший правильный урок из своего ошибочного подхода к выборам президента Украины, поступает более мудро. Теперь Кремль поддерживает всех кандидатов и вступить в противоречие с такой позицией, в принципе, невозможно.
– После 2004 г. не пожалели, что выступили на стороне Ющенко?
– Нет.
– Кроме Киргизии, какие рынки вы считаете перспективными?
– Казахстан.
– Вы там уже участвуете?
– Пока нет, но рано или поздно будут же там выборы президента.
– Украина?
– Ну и Украина тоже. Хотя сейчас мы там не работаем. Исчерпала себя ситуация. Тамошний рынок замер до выборов в Раду... Интерес также представляет Молдова. Белоруссия даже.
– Оппозиция в Белоруссии готова платить?
– Сейчас нет, но рано или поздно будет готова.
– А за пределами СНГ есть интересные рынки?
– В начале этого года мы побывали с ознакомительной поездкой в Демократической Республике Конго. В городе Киншаса. Там осенью предстоят парламентские и президентские выборы. Вот мы и посмотрели, что там происходит в преддверии выборов. Там предполагается задействовать политтехнологов бельгийских, французских, американских, китайских, южноафриканских.
– И на все это в Конго есть деньги?
– На все, наверное, нет, но на кого-то точно найдутся.
– А российские политтехнологи широко были представлены?
– Были представлены в нашем лице. Но после ряда «высоких» встреч мы не сочли для себя возможным продолжение переговоров. О причинах говорить не будем, но решили пропустить.
– В 2000-х гг. вы работали на российских выборах?
– Работали с [Константином] Титовым, когда он баллотировался в президенты. Из нашумевших и интересных избирательных кампаний в начале 2000-х стоит отметить избрание губернатором Приморья Сергея Дарькина. На выборах в Госдуму в 2003 г. мы работали по договоренности с несколькими региональными отделениями «Единой России». Кроме того, у нас было несколько проектов с партиями второго плана. В 2007 г. у нас в клиентах была «Единая Россия» в нескольких регионах.
– В этих региональных выборах и выборах в Госдуму вы участвуете?
– В Госдуму скорее нет, чем да.
– То есть эти выборы в Госдуму могут стать первыми, в которых вы можете не принять участия?
– Да, это вполне может быть... При отсутствии каких-то внятных заказов и с учетом того, что специалисты достаточно универсальны, у нас есть несколько довольно интересных проектов вне избирательной сферы.