Максим Медведков: Членами ВТО станем с сентября будущего года

Руководитель российской делегации по переговорам о завершающем этапе вступления России в организацию
М.Стулов

ЖЕНЕВА – В пятницу вечером в Женеве министр экономического развития Эльвира Набиуллина подпишет протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). Чтобы завершить вступление, протокол нужно ратифицировать в течение полугода. Когда Россия окончательно вступит в ВТО, правда ли, что между Россией и США либерализации торговли может не произойти, а также к какому сроку ожидать присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «Ведомости» спросили Максима Медведкова, руководителя российской делегации по переговорам о вступлении в ВТО.

- Подписанный пакет документов о вступлении в ВТО подлежит ратификации. Когда он может быть внесен в парламент?

- Парламент должен принять решение до середины июля. Поэтому реалистичный срок внесения - весна следующего года.

- Когда, по вашим прогнозам, могут быть завершены все технические процедуры и Россия окончательно станет членом ВТО?

- Процедура осталась одна - ратификация и направление в ВТО ноты о том, что соответствующий закон принят. Я думаю, что Россия начнет формально участвовать в ВТО с сентября, после летних каникул.

- Правда ли, что нормы ВТО не будут действовать между Россией и США в случае, если американцы не отменят поправку Джексона - Вэника?

- Таковы требования законодательства США. Надеемся, что поправка будет отменена до нашего присоединения к организации.

- В середине года Набиуллина говорила, что вступление России может затянуться на многие годы, если переговоры не завершатся до конца года. Вы сами в середине года, когда возникли проблемы с ЕС по промсборке и с грузинами по границам с Абхазией и Южной Осетией, верили, что переговоры могут быть завершены к декабрю?

- С утра верил, вечером нет. Иногда наоборот. Проблемы были действительно сложные. Так что шансы успеть до конца года были 50 на 50. Наши партнеры по переговорам оценивали их еще с большим пессимизмом. Но у нас никогда не было задачи успеть к какому-то сроку. Задача была другой - договориться на максимально благоприятных условиях.

- Почему Россия стремилась в ВТО? По вашим прогнозам, какие секторы отечественной промышленности в наибольшей степени выиграют от вступления в ВТО?

- Безусловно, выиграют все отрасли, ориентированные на экспорт или намеренные выйти на внешние рынки. Таких у нас много. Полагаю, что в выигрыше останется сельское хозяйство, так как агропром получит серьезные конкурентные преимущества. В сфере услуг среди выигравших будет вся транспортная отрасль, кроме авиации, которая ВТО не регулируется, связь. Банки и страховые компании пока сосредоточены на внутреннем рынке.

- Видите ли вы какие-либо риски? В каких секторах доля импорта может существенно вырасти?

- Риски, конечно, могут быть, важно иметь в доступности инструменты, которые помогут с ними справиться. От того, как быстро мы сможем их применить, многое зависит. Что касается секторов, в которых доля импорта может существенно вырасти, определить их непросто. Эти тенденции будут определяться не только условиями либерализации импортного тарифа, а многими другими факторами, включая курс рубля, уровень доходов населения. Например, пошлина на автомобили будет снижена за 7 лет до 15%, но рост импорта автомобилей вряд ли произойдет, потому что через семь лет, когда это снижение произойдет, в полном объеме будут реализованы проекты промсборки. В некоторых секторах легкой промышленности снижение пошлин, наоборот, будет незначительным, однако конкуренция скорее всего будет усиливаться, прежде всего за счет поставок из некоторых стран Азии. Бороться с таким импортом с помощью высоких пошлин - дело почти безнадежное.

- Реально ли вступление России в ОЭСР в течение 2012-2013 гг.?

- Реально. По некоторым направлениям переговоры могут завершиться в первой половине следующего года, на завершение по другим потребуется побольше времени. Но в 2013 г., скорее всего, сможем их завершить.