Йон Фредрик Баксаас: «Язык «Вымпелкома» стал более понятным для нас»

Гендиректор и президент Telenor Йон Фредрик Баксаас о новой конфигурации акционеров Vimpelcom Ltd. и перспективах мирового рынка мобильной связи
А.Махонин/ Ведомости

1985

главный финансовый директор шипинговой компании Stolt Nielsen Seaway

1988

главный финансовый директор норвежской промышленной группы Aker

1994

начал работать в Telenor с должности главного финансового директора, дорос до исполнительного вице-президента (отвечал за бизнес в Норвегии) и заместителя гендиректора

2002

назначен президентом и гендиректором Telenor

Telenor

телекоммуникационный холдинг. Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2011 г.): Выручка – 73,08 млрд норвежских крон ($12,7 млрд), чистая прибыль – 9,87 млрд норвежских крон ($1,71 млрд). Крупнейший акционер – правительство Норвегии (53,97%). Капитализация – $25 млрд. Норвежская Telenor присутствует на телекоммуникационных рынках 12 стран Европы и Азии, обслуживая 133,5 млн абонентов мобильной связи через подконтрольные компании и 326,5 млн – с учетом Vimpelcom Ltd., в которой ей принадлежит 25% голосующих акций.

Об Apple и Blackberry

«Я встречался со Стивом Джобсом, и, без сомнения, это был достойный человек, – рассказывает Баксаас. – Но Apple уже выросла до таких масштабов, что [ее бизнес] не может зависеть исключительно от одного человека». А вот в будущем Research in Motion, выпускающей популярные в Европе коммуникаторы Blackberry, он засомневался после прошлогоднего сбоя в обслуживании: «Для оператора, с сетью которого происходит такое, это очень серьезная неприятность».

Год мобильных платежей

К 2013 г. у банков во всем мире будет 530 млн клиентов, использующих мобильные технологии для совершения финансовых транзакций, считает Juniper Research. В конце 2011 г. таких клиентов было 300 млн. Особенно высокий спрос на мобильные приложения Juniper Research прогнозирует на рынках западных стран, где в условиях финансовой нестабильности люди будут стремиться к оперативному контролю над личными финансами. Тем большую популярность приобретут приложения для смартфонов и планшетных компьютеров, помогающие управлять сбережениями. Телекоммуникационные операторы стремятся соответствовать этим ожиданиям. На одной из крупнейших мировых hi-tech-выставок – Consumer Electronics Show (CES), завершившейся на днях в Лас-Вегасе, американские операторы мобильной связи Sprint и Verizon показали возможности оплаты различных услуг с помощью мобильного телефона. Sprint сообщила о начале продаж двух новых аппаратов со встроенными чипами, работающими по технологии NFC (Near-Field Communication): достаточно провести таким аппаратом рядом со считывающим устройством – например, на кассе, и с банковского счета абонента списывается нужная сумма. Эта технология может служить в том числе для накопления покупателями «мобильных купонов» и даже помогает использовать телефон как замену электронного ключа для входа, например, в гостиничный номер.

– Telenor является миноритарным акционером Vimpelcom Ltd. – компании, по масштабам бизнеса уже под стать самой Telenor. Примеров таких альянсов в отрасли немного, а в практике Telenor это уникальная ситуация. Насколько комфортно вы себя чувствуете?

– Вы правы, сейчас Telenor Group можно рассматривать как миноритарного акционера Vimpelcom, так же как и Altimo, хотя есть акционеры с еще меньшими пакетами. Но главное в том, что у нас индустриальный подход [к инвестициям], долгосрочные намерения. У Telenor Group есть преимущества масштаба, много знаний об индустрии, know-how, компетенции, опыт – все это может пригодиться Vimpelcom, которая могла бы обмениваться с нами своим опытом и знаниями и двигаться вперед.

У Vimpelcom в ее нынешнем виде, как мне кажется, есть достаточно потенциала для того, чтобы выйти из того тупика, в который она зашла после сделки [с Нагибом Савирисом]. Собственно, и финансовые рынки оценили состояние компании после объединения с Wind Telecom как рискованное – из-за возросшего долга, возобновления корпоративных споров и т. д. Этот риск отчасти ложится и на Telenor как на группу компаний. Но мы видим, что новый менеджмент Vimpelcom переформулировал стратегию, теперь она гораздо лучше увязана с точкой зрения Telenor.

– Вы имеете в виду отказ от новых слияний и перемещение фокуса на операционные результаты, о чем говорил новый гендиректор Vimpelcom Джо Лундер?

– Да, как раз ваша газета об этом писала. Мы солидарны с такой точкой зрения – после сделки надо сосредоточиться на операционной эффективности, и мы считаем, что Vimpelcom следует двигаться в эту сторону. И поддержим Джо Лундера в этом движении.

– Нагиб Савирис стал крупнейшим акционером Vimpelcom. Как у вас складываются отношения с ним?

– Мы вполне находим общий язык, так же как и с остальными акционерами. Я знаю господина Савириса уже много лет, и он, конечно, хорошо разбирается в телекоммуникационной отрасли, осознает свои преимущества на рынках, где работают его компании. Теперь он наш партнер. Хотя, повторюсь, мы не можем согласиться с тем, как именно это произошло, – в частности, с тем, что Telenor незаконно был лишен преимущественного права выкупа акций, а Vimpelcom выпустила в пользу Савириса большое количество привилегированных акций, нарушив баланс между финансовыми интересами прежних акционеров Vimpelcom и принадлежащими им голосами.

– В ноябре 2011 г. Telenor обвинила Altimo в «притворной» продаже 6% привилегированных акций Vimpelcom Олегу Киселеву, из-за которой ее доля в компании снизилась до 24,998%, что ведет к прекращению акционерного соглашения. Вы указали, что средства на покупку этих акций Киселев занимал у фирмы, связанной с акционерами самой Altimo. Тем не менее сама Forrielite, владеющая этими 6%, принадлежит Киселеву. А раз так, есть ли у Telenor юридические основания настаивать на сохранении акционерного соглашения?

– Этот вопрос является частью идущего сейчас арбитражного процесса, поэтому я не могу его прокомментировать.

– Чем для Telenor грозит прекращение действия акционерного соглашения? Почему вы так не хотите, чтобы оно прекращало действовать?

– К сожалению, снова вынужден воздержаться от ответа на данный вопрос, так как он также является частью арбитражного процесса.

– Вы всерьез верите, что сделку с Савирисом можно отыграть назад и пересчитать доли в Vimpelcom заново?

– Несомненно. Мы не были против самой идеи объединения [с Wind Telecom], но категорически возражали против метода, с помощью которого это было сделано. Мы начали арбитражный процесс и надеемся, что он все расставит по местам. Надо просто подождать результата. А пока мы фокусируемся на ситуации в [Vimpelcom], на том, как правильно делать те или иные вещи, как удерживать или увеличивать долю на рынках, где компания присутствует.

– А если появятся возможности для выхода на новые рынки, кто ими воспользуется – сама Telenor? Или вы готовы доверить дальнейшую экспансию Vimpelcom?

– Слишком рано обсуждать, какие новые рынки могут появиться на повестке дня. Первый и самый важный приоритет – охватить операционные рынки, на которых Vimpelcom уже работает. Есть необходимость поработать и на финансовом поле, с уровнем задолженности, особенно итальянской Wind. Кроме того, в Италии состоялись аукционы на частоты для 4G, часть лицензий выиграла Vimpelcom, это переводит ее итальянские операции в новое измерение. Нужно сфокусироваться на операциях и добиться, чтобы бизнес заработал эффективнее, так сказать, вдохнуть жизнь в те возможности, которые есть.

– Переход вице-президента Telenor Яна Эдварда Тигесена на должность главного операционного директора Vimpelcom – это тоже часть стратегии, нацеленной на фокусную работу с рынками присутствия?

– Нет, это не имеет отношения к нашей стратегии, это самостоятельное решение господина Яна Эдварда Тигесена. Но, несмотря на это, я убежден, что его решение пойдет на пользу Vimpelcom. Ян Эдвард обладает богатым опытом и глубочайшими познаниями в телекоммуникационной отрасли, с ним в этом мало кто может соперничать.

– Год назад вы предупреждали, что потеря второго места по количеству абонентов в России рано или поздно приведет и к потере доли рынка по выручке. Так и произошло. С тех пор ситуация начала исправляться?

– Я никогда не бываю удовлетворен результатами, когда одна из наших компаний теряет долю рынка, о каком бы рынке ни шла речь. Это заложено во мне на генетическом уровне (улыбается). Все наши компании работают в условиях жесткой конкуренции, и никогда нельзя довольствоваться достигнутым. Но российский «Вымпелком» начал восстанавливать долю на рынке и через какое-то время должен перебороть [трудности]. Дело в том, что когда менеджмент фокусируется на сохранении рыночной доли и на эффективности [операций], то он добивается результата – сохраняет долю рынка и повышает эффективность бизнеса. А если его фокус разбалансирован, то последствия могут быть негативными.

– То есть российский бизнес развивается в правильном направлении?

– Надеюсь, что да. По крайней мере язык менеджмента Vimpelcom Ltd. и российского «Вымпелкома» изменился, стал более понятным для нас. Мы приветствуем эти изменения, но хотели бы увидеть, что будет дальше. Одно дело – что ты говоришь, и другое – твои действия.

– Почему же тогда произошла замена гендиректора российского «Вымпелкома»? И уверены ли вы, что преемник Елены Шматовой – Антон Кудряшов справится? Все-таки он человек из другой индустрии, да и результаты его работы в CTC Media в последнее время были небесспорны...

– Поиск наилучшей модели организации деятельности в России – это сфера ответственности менеджмента Vimpelcom Ltd., и я верю, что менеджмент компании принимает правильные решения. Я желаю Антону Кудряшову всего наилучшего в новой должности.

– Как ваши успехи в Индии? Удается ли выдерживать изначально запланированный темп подключений и роста выручки?

– За первые восемь месяцев (индийская «дочка» Telenor – Uninor начала работать в декабре 2009 г. – «Ведомости») мы подключили 5 млн абонентов, а в конце III квартала 2011 г. их было у нас уже 24 млн. В некоторых округах мы уже на 7-м, 6-м, а где-то даже на 5-м месте по объему подключений. Мы активно инвестируем, строим сеть, в этом смысле все развивается очень хорошо. Можно сказать, что Uninor по крайней мере стала заметна на этом огромном рынке. Проблемой Индии остается очень низкий уровень цен на мобильную связь. И мы, как и остальные операторы, должны найти такую формулу, которая позволила бы нам поддерживать устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе и достигнуть тех целей, которые мы запланировали на 2013 г. Все, что я могу сказать сейчас: мы на верном пути, на пути развития. Есть вещи, которые еще предстоит сделать, в том числе связанные с регулированием. Было очень много дискуссий, но до сих пор отсутствует ясность по поводу того, какой будет следующая фаза развития рынка. Мы высказываем свою точку зрения, другие участники рынка высказывают свои... Риски есть на всех рынках; в Индии есть и особенные, но это обратная сторона глобализации бизнеса.

– В Бангладеш и Пакистане конкурентом Telenor теперь стала и Vimpelcom. Она серьезный соперник?

– Вне всякого сомнения, это бурно растущие рынки. У Telenor свой подход к работе на них, у Vimpelcom – свой.

– Как вам удается соперничать, будучи родственными структурами?

– Мы связаны только на уровне собственности: взаимосвязь существует между штаб-квартирами Vimpelcom и Telenor. Но если спуститься на операционный уровень, там ничего подобного уже нет. Есть региональный менеджер, отвечающий за продажи услуг Telenor, и есть тот, который продает услуги Vimpelcom. И между собой они злейшие конкуренты.

– Вы являетесь членом российского консультативного совета по иностранным инвестициям (Foreign Investments Advisory Council, FIAC). Как вы оцениваете его работу?

– Все эти годы на заседаниях FIAC обсуждались в основном текущие события. Структура FIAC дает возможность членам этой организации, участвуя в рабочих группах, очерчивать те или иные зоны, ставить вопросы или специфические проблемы, связанные с происходящими событиями. И это очень важно для того, чтобы инвестировать [в Россию]. В целом картина выглядит так: члены FIAC – иностранные инвесторы обозначают те или иные трудности, с которыми сталкиваются, а потом на уровне рабочих групп, в которых участвуют в том числе и чиновники, вырабатываются те или иные решения, идеи, как взаимодействовать эффективнее. Мне кажется важным, что эта структура предполагает последовательное, шаг за шагом, выстраивание отношений, постепенное создание инфраструктуры, необходимой для инвестиций. Telenor, как вы знаете, работает во многих странах, и для нас очень важно, чтобы в стране, где мы присутствуем, существовало специальное пространство для дискуссий с другими инвесторами, с представителями власти, где можно было бы обозначить области, требующие совершенствования, и постепенно разработать новые решения. Например, в области финансовых услуг для мобильных пользователей. Это сфера, которая активно развивается во многих странах.

– А насколько активно развивает мобильные платежи сама Telenor? Есть ли успехи, которыми вы могли бы похвастаться?

– Финансовые услуги в мобильном телефоне будут существовать в разных форматах – в зависимости от особенностей регулирования [в той или иной стране] и от того, как складывается конкуренция между банковским сектором и телекоммуникационным. В Норвегии, например, финансовые услуги очень развиты. Сидя здесь с мобильным телефоном, я могу прямо отсюда перевести деньги, просто набрав pin-код для подтверждения. Дело в том, что мой мобильный номер привязан к моему банковскому счету, и если я подтверждаю свою личность безопасным образом, то могу пересылать деньги или, например, оплачивать те или иные счета. Когда на мое имя в банке предъявляется счет, я получаю уведомление по телефону и, отправив ответное сообщение, могу поручить банку оплатить этот счет, даже если сам нахожусь где-то в пути. Это расширяет сферу применения интернет-банкинга – теперь он доступен не только на компьютере, но и на мобильном телефоне.

Единственное, чего сделать пока нельзя, – это снять с помощью телефона наличные деньги. Вынуть деньги из телефона пока невозможно (смеется). Но и это не такая далекая перспектива. Через какое-то время благодаря технологии Near Field Communications можно будет подключиться к торговому автомату и купить то, что вам нужно, оплатив товар с мобильного счета, используя телефон. Или снять в банкомате реальные деньги. Все это находится в постоянном развитии.

С другой стороны, в Азии ситуация совершенно противоположная: у большинства людей нет банковского счета. Но, оказывается, его можно создать с помощью мобильного телефона. То есть мобильная инфраструктура становится очень важным способом доведения финансовых сервисов до людей. В Пакистане у нас даже есть банк, в котором Telenor контролирует 51%. Небольшой банк, фокусирующийся на онлайн-услугах, но его наличие очень помогает в распространении финансовых сервисов. Недавно мы перешли отметку в 1 млрд пакистанских рупий – это сумма, которую абоненты перевели с помощью мобильных телефонов.

– Что вы думаете о будущем Apple без Стива Джобса?

– Я встречался со Стивом Джобсом, и, без сомнения, это был достойный человек. Но Apple, конечно, уже выросла до таких масштабов, что [ее бизнес] не может зависеть исключительно от одного человека. Поэтому я ожидаю, что Apple останется успешной компанией, продолжит развиваться и обеспечивать рынок инновационными устройствами. Нужно воздать Apple должное, они сделали революционные изменения, радикально изменили взгляд на мобильный телефон, да и на всю индустрию.

А вот прошлогодний сбой в работе Blackberry, чьим пользователем я являюсь, заронил в меня сомнения насчет ее перспектив. Я находился в те выходные в Азии, и неожиданно выяснилось, что Blackberry не работает. У меня были и другие, альтернативные, способы связи. Но для оператора, с сетью которого происходит такое, это очень серьезная неприятность...

– Говорят, будучи в Москве в октябре 2011 г., вы побывали в бункере, построенном для советского руководства на случай, если США нанесут ядерный удар?

– Да, в «бункере 42». А вы сами там были?

– Нет.

– Сходите обязательно. Мне уже достаточно лет, и я помню кубинский кризис. Там, в бункере, про это показывают видеофильм. Должен сказать, очень впечатляет. Зная все, что мы знаем о тех событиях сегодня, интересно увидеть, в каких терминах думал мир в 1950-х и 1960-х гг. И какие безумные виды вооружения тогда разрабатывались. Видимо, все вместе мы поняли, что если продолжать следовать по этому пути, то результат будет только один – огромный взрыв. Пока этого удалось избежать.