РСПП хочет создать экологический кодекс

Латать действующее экологическое законодательство дальше бессмысленно, констатировал председатель экологического комитета РСПП Олег Дерипаска на конференции "Неделя российского бизнеса".

Минприроды за прошлый год подготовило пакет экологических законопроектов: о нормировании и внедрении наилучших доступных технологий, об отходах, о вреде и об экологическом аудите. Вопросы экологии и промышленной безопасности сейчас регулируют около 1000 нормативных актов, подсчитали в РСПП, при этом нормы и понятия в них нередко путаются или противоречат друг другу, отдельные термины вообще не имеют определения. Нужно кодифицировать экологическое законодательство и создать полноценный Экологический кодекс, предлагает экологический комитет РСПП. Компании не должны заниматься законотворчеством, но у бизнеса "наболело", говорил заместитель гендиректора «Базэла» Андрей Елинсон.

По оценкам РСПП, скрытые затраты предприятий на природоохранные согласования, экспертизы и разрешения вдвое больше всех собираемых экологических платежей (за 2010 г. - 25 млрд руб.) Штрафы, по замыслу Минприроды, будут только расти: в законопроекте о нормировании министерство предлагает с 2014 г. увеличить до 25 повышающий коэффициент за превышение нормативов вредного воздействия (сейчас - 5). Затраты на системы очистки могут достигать 30% стоимости самого предприятия, а это делает бизнес убыточным и препятствует модернизации.

95% загрязнений приходится на 2% предприятий, законодательство станет жестче только по отношению к ним, ответил на претензии бизнеса замминистра природы Ринат Гизатулин. А внедрение наилучших технологий будет только повышать конкурентоспособность предприятий, добавил он. По мнению Гизатулина, прообразом экологического кодекса может стать обновленный закон об охране окружающей среды.

Бизнес, судя по репликам участников конференции, не готов принимать логику Минприроды: экологическая политика сводится к принципу "чем грязнее, тем лучше". Нужна иная правовая основа экологической политики, считают в экологическом комитете РСПП: необходимо перейти к гражданско-правовым отношениям. В европейской модели компании получают комплексные разрешения, которые по сути представляют собой гражданский договор. То есть предприятие должно нести ответственность за загрязнения перед заинтересованными лицами - в первую очередь, перед населением, а не самой природой. А негативное воздействие нельзя пытаться свести к нулю, целесообразнее определить приемлемый уровень, говорится в материалах РСПП к конференции: "Минимальный уровень жертв ДТП достигается полным запретом на дорожное движение, но есть ли в этом смысл?"

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать