Статья опубликована в № 3090 от 26.04.2012 под заголовком: «Стив на дух не переносит идиотов». Стив Гирски, вице-президент General Motors Company

Стив Гирски: «Я чувствую себя шлюпкой, которая нападает на супертанкер»

Острый на язык аналитик Стив Гирски настолько допек руководителей General Motors, что те в конце концов сделали его вице-президентом компании. Коллеги стонут от его резкости, сам гендиректор советует ему пару раз вдохнуть-выдохнуть, прежде чем что-то сказать. Но профессионализм Гирски делает его одним из претендентов на пост гендиректора GM
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Bloomberg
General Motors

Автомобильный концерн. Крупнейшие акционеры (данные Bloomberg): правительство США (31,94%), UAW Retiree Medical Benefits Trust (10,23%), Canada Gen Investments Corporation (8,95%). Капитализация – $35,8 млрд. Финансовые показатели (2011 г.): выручка – $150,3 млрд, чистая прибыль – $7,6 млрд, Продажи (2011 г.) – 9,026 млн автомобилей. Показатели европейского бизнес-сегмента GM Europe (2011 г.): выручка – $26,8 млрд, чистый убыток – $0,75 млрд, продажи (2011 г.) – 1,735 млн автомобилей.

$1 млрд на дружбе

Стив Гирски был движущей силой сделки GM и Peugeot по совместной разработке автомобилей и продаже автокомпонентов. Это должно сократить издержки и начиная с 2017 г. экономить каждой компании по $1 млрд в год. GM собирается разработать с французской компанией микролитражку для продажи за пределами Европы. Первые автомобили должны появиться в Латинской Америке в 2016 г. WSJ

За свою 20-летнюю карьеру аналитика по автопрому Стив Гирски не раз обрушивался с филиппиками на GM, то заявляя, что компания не желает признавать реальность, то говоря о катарсисе, то сравнивая ее с супертанкером, который прет вперед, не желая даже подумать о смене курса.

Сейчас резкий на язык Гирски сам топ-менеджер GM. Он не раз на своей шкуре чувствовал, как горит под ногами земля, когда аналитики упражняются в злословии. Как вице-президенту GM, Гирски приходится решать непростые задачи. Например, придумать, что делать с убыточным бизнесом в Европе, где когда-то GM отказалась от продажи Opel.

«Очевидно, что в Европе мы должны вести дела по-другому, – говорит этот коренной обитатель Нью-Йорка. – Мы исчерпали себя там. Кучка американцев пытается продавать немецкие машины французам и удивляется, почему ничего не выходит». В 2011 г., всего через три года после банкротства и спасения за счет госбюджета, GM показала $7,6 млрд чистой прибыли. Продажи компании растут по всему миру, а некогда убыточное американское подразделение приносит доход. Но это не особо отразилось на цене акций, 27% которых до сих пор принадлежат правительству США. Причина – проблемы в Европе, доля которой в доходах GM составила в прошлом году 18%.

В 2011 г. GM потеряла в Европе $747 млн, а с 1999 г. – уже $14 млрд. На каждом проданном в Европе автомобиле GM в среднем теряет $630, на купленном в США – зарабатывает $2460.

Обстоятельства складываются не лучшим образом. У GM слишком много заводов в Европе. Но соглашения с профсоюзами запрещают закрывать их до 2014 г. Хотя местные политики и профсоюзы признают, что Opel нужны перемены, они жестко противостоят любым попыткам закрыть завод именно в их регионе.

От результатов работы Гирски в Европе не только во многом зависит, как быстро GM сможет полностью восстановиться. Это еще и повлияет на его шансы в борьбе за право стать преемником гендиректора компании Дэна Акерсона.

У 49-летнего Гирски неплохие шансы, признавал сам Акерсон. Его соперники – начальник операций GM в Северной Америке Марк Реусс и директор по продуктам Мэри Барра.

У Гирски большие полномочия в GM. Он отвечает за разработку глобальной стратегии, заключение альянсов с другими компаниями и оценку новых возможностей для бизнеса. Он играл главную роль в прошлогодних переговорах с американскими профсоюзами. Он запустил подразделение венчурного капитала, которое должно помочь GM в доступе к новым технологиям. И он был движущей силой заключения союза с PSA Peugeot Citroën.

Нельзя сказать, что карьера Гирски типична для GM. Он родился в Куинсе (район Нью-Йорка) 30 апреля 1962 г. Окончил Гарвард и устроился помощником аналитика по авторынку. В конце 1980-х состоялось его первое знакомство с GM, где он весьма недолго был практикантом. А затем стал известным своей язвительностью аналитиком Morgan Stanley. Он хуже пареной репы надоел топ-менеджерам GM своими вопросами по каждому ежеквартальном отчету.

В 2005 г. тогдашний гендиректор GM Рик Вагонер попытался решить проблему, наняв Гирски в советники. Тот проработал 11 месяцев и ушел, ворча про менеджеров, неспособных к совместному труду.

«Я чувствую себя шлюпкой, которая гребет рядом с супертанкером и дает ему пинки, – говорил он. – Не уверен, что это на что-то повлияло. Но пора угребать отсюда восвояси».

Гирски переквалифицировался в президента Center-bridge Industrial Partners, принадлежащей инвестфонду Centerbridge Partners с $8 млрд под управлением. А два года спустя основал собственное консультационное агентство S.J. Girsky & Co, специализирующееся в области автопрома. Спустя считанные месяцы грянул кризис и GM чуть не пошла ко дну. Профсоюз United Auto Workers (UAW) нанял Гирски советником по возможному слиянию GM и Chrysler.

Затем в истории GM были банкротство, миллиардные вливания из госбюджета, закрытия заводов и постепенное восстановление бизнеса. В 2009 г. пенсионный фонд UAW сделал Гирски своим представителем в совете директоров GM. А в конце того же года гендиректор GM, на этот раз Эдвард Уитэйкр, снова назначил Гирски советником. В 2010 г. его повысили до вице-президента.

Гирски уверен, что бич GM – медленный процесс принятия решений и отвращение к переменам. Коллеги по GM часто становятся жертвами его нетерпения. Если презентация или встреча затягиваются, он запросто может положить этому конец фразой вроде «Ну и в чем смысл этого?» или «С какой радости мы еще болтаем на эту тему?». Его е-мейлы часто состоят из одной строки с вопросительным знаком на конце.

Его коллега Марк Реусс шутит, что Гирски «похож на функцию автодописывания слов в iPhone: он заканчивает предложение за вас». Реусс признает, что ему сильно помогает манера Гирски постоянно спрашивать о чем-то. Пообщавшись с Гирски, чувствуешь себя подготовленным к неудобным вопросам инвесторов и аналитиков.

Когда OnStar, телекоммуникационное подразделение GM, подготовило презентацию о переходе с 2G на 3G, Гирски прервал ее вопросом: «Ну и что мы тут рассуждаем о 3G, пока все остальные занимаются 4G?» Вскоре Гирски сменил президента OnStar на человека из телекоммуникационной индустрии. Правда, в конце концов Гирски признал, что перейти на 4G так быстро, как он хотел бы, не получится.

«GM смогла провести ряд изменений, и [Гирски] был одним из них», – сказал о нем Уитэйкр, в 2010 г. передавший пост гендиректора Акерсону. Тот в свою очередь посоветовал Гирски сбавить тон высказываний и пару раз вдохнуть-выдохнуть перед тем, как рубить сплеча, если чем недоволен. «Стив на дух не переносит идиотов, – сказал Акерсон. – Но он склонен слышать других и изменит поведение». Акерсон намерен оставаться во главе GM еще минимум два-три года. А может, и дольше. На вопрос, станет ли Гирски его преемником, Акерсон ответил уклончиво, мол, у GM есть «много отличных возможностей, Гирски – одна из них».

В любом случае теперь будущее Гирски и автобизнеса GM в Европе тесно связаны. Проблемы в Старом Свете не только у американцев. По прогнозам, в этом году авторынок Западной Европы сожмется еще на 3–5%. С 2007 г. продажи на нем уже упали на 14%.

Хотя GM продает европейцам и Chevrolet, главным ее продуктом остаются Opel (в Великобритании производит машины под брендом Vauxhall). В 2009 г. Гирски был против продажи Opel, потому что верил, что инженеры этой марки крайне нужны GM для развития топливосберегающих технологий, дизельных двигателей, а дизайнерам Opel компания обязана рядом своих лучших моделей. Например, продающийся в США Buick – это по сути дела модернизированный Opel (так, Opel Insignia превратился в Buick Regal). Если же продать европейского автопроизводителя, конкуренты получат доступ к его интеллектуальной собственности, что подорвет конкурентоспособность GM на мировом рынке, убеждал Гирски. Он до сих пор считает, что Opel на правильном пути. Что и доказывает акционерам и аналитикам.

В прошлом году Акерсон заменил главу Opel и GM в Европе Ника Рэйли немецким инженером Карлом-Фридрихом Штраке. А Гирски поставил председателем наблюдательного совета Opel. C его одобрения Штраке сменил часть топ-менеджмента и отменил бонусы служащим компании. Идея заключалась в том, чтобы продемонстрировать профсоюзам: рабочие не единственные, чьи интересы страдают. Похожий ход Акерсон и Гирски в прошлом году сделали в США, что помогло в переговорах с UAW.

Европейские заводы GM загружены на 65% максимальной мощности, а Volkswagen, BMW и Hyundai – более чем на 85%, подсчитали аналитики из Morgan Stanley. GM уверена, что нужно закрыть минимум один завод. А лучше два. Тогда производство придет в соответствие со спросом.

Гирски лично ведет переговоры с местными чиновниками и профсоюзами. Это довольно необычно для детройтских топ-менеджеров. Профсоюзные лидеры уже успели обвинить Гирски, что он натравливает один завод на другой.

GM рассчитывает, что продажам в Европе помогут новые продукты. Этой осенью европейцам предложат Opel Mocha (для русского рынка – «Опель Мокка») на базе Corsa. Таким образом Opel станет первым немецким автопроизводителем, выведшим на местный рынок mini-SUV (мини-кроссовер).

На автосалоне в Женеве Гирски рассказывал журналистам о планах GM в Европе. Его буквально завалили неудобными вопросами. К удивлению собравшихся, Гирски остался непривычно спокойным. «Пожалуйста, спрашивайте, только не говорите мне, что у нас нет шансов», – попросил он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more