Следствие называет виновниками взрыва на шахте "Ульяновская" ее руководителей и инспекторов

Ю. Чурсин/ ИТАР-ТАСС

Главное следственное управление Следственного комитета завершило расследование уголовного дела о произошедшем в марте 2007 г. взрыве на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области (входит в «Южкузбассуголь» Evraz), сообщило ведомство. Следователи считают, что руководители шахты давали указания подчиненным нарушать работы датчиков метана, чтобы выполнить план по добыче угля. Материалы переданы в прокуратуру.

Взрыв на шахте «Ульяновская» произошел 19 марта 2007 г. Произошел взрыв метановоздушной смеси и угольной пыли, говорится в сообщении следственного управления. Находившиеся под землей 110 человек погибли от взрывных травм, термических ожогов и отравления окисью углерода, 7 работников получили телесные повреждения различной степени тяжести. Компании «Южкузбассуголь» причинен ущерб на сумму более 616 млн руб., отмечает управление. Это был самый большой взрыв на российских шахтах с 2004 г.

Авария произошла из-за того, что для выполнения плана добычи угля руководители шахты с июня 2006 г. до момента взрыва игнорировали требования безопасности при ведении горных работ, установили следователи. Директор шахты Андрей Функ, начальник смены Юрий Пименов, механик участка вентиляции и техники безопасности Геннадий Краськов, бригадир и электрослесари этого участка Олег Козявин, Денис Бут и Олег Собакин обвиняются в нарушении правил безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц.

Шахтеры из-за угроз увольнения или снижения размера премий продолжали добычу, несмотря на повсеместное наличие взрывоопасной концентрации метана и угольной пыли, подчеркивается в сообщении ведомства. На шахте работала аппаратура аэрогазового контроля, которая при превышении допустимой концентрации метана в подземных выработках должна была автоматически отключать электромеханизмы во избежание взрыва. Но чтобы «воспрепятствовать аварийным отключениям, по указаниям директора Функа, главного инженера Прокопьева, начальника участка вентиляции и техники безопасности Королева, других руководителей» их подчиненные «вносили неисправности в проводные сети системы защиты, устанавливая различные приспособления, которые не позволяли автоматически остановить работу техники под землей, вносили изменения в программное компьютерное обеспечение аппаратуры для сокрытия загазованности, не вносили в журналы записи об опасной концентрации метана и не сообщали об имевшихся нарушениях в органы горнотехнического надзора».

Кроме того, начальник Куйбышевского горнотехнического отдела Сергей Слепцов, а также государственные инспекторы данного отдела Александр Костромин и Игорь Дмитриев обвиняются в халатности, повлекшей смерть двух и более лиц, говорится в сообщении следственного управления. Взрыв и столь тяжкие последствия произошли также вследствие того, что руководитель и сотрудники Куйбышевского горнотехнического отдела управления Ростехнадзора по Кемеровской области Слепцов, Костромин и Дмитриев не осуществляли надлежащий государственный горный надзор: своевременно не пресекли нарушения техники безопасности и правил по борьбе с угольной пылью, концентрация которой была настолько высока, что позволила распространиться взрывам по сети горных выработок там, где не было опасного количества метана, увеличив масштабы аварии и количество жертв, подчеркивается в сообщении следственного управления.