В какую цену обойдется России чемпионат мира по футболу – 2018

Пока общественность подсчитывает миллиарды долларов, потраченные на Олимпиаду-2014, в России стартует новая масштабная стройка – чемпионат мира по футболу – 2018
Расходы России на ЧМ по футболу в 2018 г. намного превысят затраты ЮАР в 2010 г. (3,5 млрд евро), но сопоставимы с расходами Бразилии в 2014 г. (около $ 20 млрд). На фото слева – президент FIFA Йозеф Блаттер, справа – первый вице-премьер Игорь Шувалов в Ц/ PHILIPPE DESMAZES/ AFP

Что обещала сделать Россия к чемпионату

Для чемпионата чиновники FIFA совместно с российским правительством прошедшей осенью отобрали 12 стадионов в 11 городах. Они разбросаны по европейской части страны. Условно их можно разделить на четыре кластера. В самый крупный – Поволжский – входят центральные арены Волгограда, Нижнего Новгорода, Казани, Самары и Саранска. В центральном кластере расположены два московских стадиона – «Лужники» и «Спартак», в северо-западном – стадионы Санкт-Петербурга и Калининграда, в южном – Сочи и Ростова-на-Дону. «Лужники», которые примут финал и матч-открытие, должны вмещать не менее 80 000 зрителей, «Спартак» и «Зенит-арена» – не менее 60 000 (полуфиналы), остальные – не менее 40 000. Пока в стране нет ни одного стадиона, соответствующего требованиям FIFA. Помимо стадионов в обязанности России входит подготовка 48 тренировочных площадок, 66 спортивных баз, площади для фестиваля в каждом городе, а также гостиниц. Обязательства по гостиницам в основном потребуют усилий от провинциальных городов – каждому из них положено иметь к 2018 г. не менее 7700 номеров во всех категориях – т. е. включая четырех-, пятизвездочные отели. С транспортом не легче. Аэропорты должны быть способны вдобавок к обычной нагрузке пропустить в день матча в течение 20 часов 20% от вместимости стадиона. Собеседники «Ведомостей» говорили, что провинциальные аэропорты нагрузку не потянут. Менее формализованные требования есть и к автодорогам.

«Давайте без откатов» – так закончил свой радостный твит тогдашний помощник президента Аркадий Дворкович, когда два года назад в Цюрихе объявили, что чемпионат мира по футболу 2018 г. пройдет в России. Дворкович знал, о чем говорил: как и сочинская Олимпиада, чемпионат – прежде всего огромная стройка. Чемпионат даже сложнее, чем Олимпиада, признается федеральный чиновник, занимающийся его подготовкой: Олимпиада проходит в одном месте, а здесь придется проводить соревнования в 11 городах – фактически это 11 маленьких Олимпиад. В каждом городе надо построить гостиницы и стадионы, а также аэропорты и дороги, чтобы до этих гостиниц и стадионов можно было добраться.

«Мы же не в Цюрихе живем – люди из одного города в другой через Москву летают», – продолжает собеседник «Ведомостей».

«Ведомости» решили посмотреть, как идет подготовка к чемпионату и выполняется ли завет Дворковича. С аэропортами, дорогами и гостиницами ситуация пока непонятная, а вот над стадионами идет работа. Всего их 12 (см. рисунок на стр. 21), и пять из них реконструируют вне связи с чемпионатом: в Сочи – к Олимпиаде, в Казани – к Универсиаде, в Саранске – к «1000-летию единения мордовского народа с народами России» (это все на бюджетные деньги), «Зенит» в Петербурге – для «Зенита» (на газпромовские), «Спартак» в Москве – для «Спартака» (на деньги совладельца «Лукойла» Леонида Федуна). Остаются семь стадионов. Как выяснили «Ведомости», конкурсы на проектирование четырех из них выиграло минспортовское ФГУП «Спорт-инжиниринг». И на взгляд дилетанта, завет Дворковича тут не вполне соблюдается, потому что на всех четырех конкурсах «Спорт-инжиниринг» предлагал высокую (относительно конкурентов) цену и по всем четырем привлекает субподрядчиков – по цене на 22–32% ниже, чем получит сам. Это классика российского бюджетного строительства. Но в этот раз все будет иначе, настаивают чиновники правительства, а участие «Спорт-инжиниринга», наоборот, позволит не превратить подготовку к чемпионату мира в очередную затратную «стройку века».

32% за ответственность

Расхождение в цифрах тут наблюдается потому, что считать можно по-разному (см. таблицу). «Спорт-инжиниринг» выиграл конкурсы на общую сумму 3,57 млрд руб. в Волгограде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге (чтобы быть точным, в последнем случае он был единственным участником). И по всем четырем привлекает субподрядчиков за 2,8 млрд руб. (сумма начальных цен). Так, разница получается 22%. Но в трех случаях конверты уже вскрыты, и если предположить, что выбран будет претендент, предложивший минимальную цену, разница выходит уже 32%.

Источники «Ведомостей» в двух компаниях, конкурировавших со «Спорт-инжинирингом» на этих конкурсах, удивлены: «Спорт-инжиниринг» – административная структура, где работает пара десятков человек. Собственных мощностей для проектирования у компании нет. На субподряде у них работает немецкая архитектурная компания GMP Architekten. То есть «Спорт-инжиниринг» выигрывает контракты, а проектированием занимаются немцы».

Удивляться нечему, практика показывает, что «Спорт-инжиниринг» вообще редко проигрывает, причем вне зависимости от того, проводит он тендер или участвует в нем (см. врез).

Гендиректор «Спорт-инжи-ниринга» Александр Васюков рассказывает, что в течение последних лет его организация выполняет функции заказчика-застройщика по стройкам и объектам по направлению «Спорт высших достижений» (в том числе крупнейших в мире баз и тренировочных центров для сборных команд России). Опыта проектирования футбольных арен международного класса у ФГУПа действительно нет, признает Васюков, но оговаривается, что в России в принципе нет положительного опыта ни у одной проектной организации.

По словам Васюкова, под проектирование стадионов к чемпионату мира «Спорт-инжиниринг» нанял сотрудников, имеющих опыт проектирования футбольных стадионов, и их штат будет увеличен. Но мировая практика проектирования стадионов говорит о том, что основные разделы проектирования отдаются на субподряды в специализирующиеся организации. По словам Васюкова, у ФГУП сложился удачный консорциум лучших мировых архитектурных бюро и отечественных проектных организаций (GMP, Populus, Sport-5 и др.).

«Это не значит, что мы просто положили 200 млн руб. себе в карман по каждому городу», – объясняет Васюков. На «Спорт-инжиниринг», говорит он, возложена функция генпроектирования, ФГУП несет финансовую ответственность в виде банковской гарантии и гарантий качества выполняемых работ, причем на весь период проектирования и строительства. Часть работ ФГУП оставил за собой – в частности, технологические решения (спортивная, медицинская, пищевая технология, системы хронометража и мультимедийные системы, регламенты эксплуатации и т. д.), сметы, создание раздела «Наследие» (проекта коммерческой эксплуатации стадиона после чемпионата мира), перечисляет Васюков: «Если взять за 100% весь комплекс проектных работ, более 25% мы оставили за собой».

«Спорт-инжиниринг» планирует стать субподрядчиком на тех объектах, конкурсы по которым ему не удалось выиграть. По словам Васюкова, уже идут переговоры с «ТеррНИИгражданпроектом» (победитель конкурса в Самаре), направлено предложение НПО «Мостовик» (победитель в Калининграде). «Круг тех, кто способен выполнять работы по такому проекту, очень узок», – заключает Васюков.

Министр спорта Виталий Мутко – главный ответственный за подготовку к ЧМ, ему доверяют, говорит чиновник: «В отличие от местных властей Мутко не заинтересован в высоких расходах». В правительстве с самого начала были опасения, что если отдать проектирование стадионов компаниям, подконтрольным региональным властям, то это приведет к огромному завышению стоимости проектов и срыву сроков, рассказывает он: «Переделать не успеем, сроки очень сжатые, так что рисковать правительство не намерено». Поэтому рекомендации работать со «Спорт-инжинирингом» имеют под собой серьезные основания. Эта логика начинает себя оправдывать, так, в Калининграде, где выиграл не «Спорт-инжиниринг», а «Мостовик», губернатор уже завел речь о выделении дополнительно 15 млрд руб. на инфраструктуру Заячьего острова, не имеющего отношения к стадиону.

В регионах проектировать стадионы такого уровня некому, в Самаре это поняли и взяли на субподряд «Спорт-инжиниринг». Сам же ФГУП отдаст большую часть проектирования крупным иностранным компаниям, рекомендованным FIFA, вроде GMP. При этом часть работ выполнит ФГУП, наняв российских специалистов, – именно с этим связано различие цен между тендерами ФГУПа и на общее проектирование стадионов. Это была рекомендация самих иностранных архитекторов, система привязки объекта к территории в России отличается от международной, поэтому иностранцам комфортно работать с нашими специалистами в этой отрасли. Для России это даже плюс – у нас появятся специалисты с опытом работы с той же GMP.

«Цифры будут взвешенны»

Круг узок, а сумма, которую предстоит освоить, растет. Это тоже российская классика: расходы на любой суперпроект – будь то Олимпиада, Универсиада или саммит АТЭС – в ходе его осуществления вырастают иногда на порядок (см. рисунок). В случае с чемпионатом мы имеем уже то ли двукратный, то ли четырехкратный рост – опять же как считать.

Дворкович в 2010 г. оценил затраты с минимальным строительством логистической инфраструктуры в $11 млрд (грубо – 330 млрд руб.), из которых на дороги и аэропорты потребуется минимум $5 млрд (150 млрд руб.). В 2011 г. в расчетах Минспорта «минимум $5 млрд» выросли до 240 млрд руб., а общие расходы – до 632 млрд руб. Исходя из такой стоимости проведения соревнований, Минспорт объявил тендер на «разработку предложений по структуре и содержанию проекта концепции транспортного обеспечения чемпионата» (80 млн руб.).

К лету 2012 г. сумма выросла еще примерно на 30 млрд руб. до 660 млрд руб., рассказывает федеральный чиновник, причем эта оценка стала минимальной. А чтобы провести чемпионат по-настоящему достойно, написал Минспорт в правительство, надо 1,39 трлн руб. Это уже сопоставимо с расходами на сочинскую Олимпиаду, которые, по данным Минрегионразвития, составляют сейчас около 1,5 трлн руб.

Вполне вероятно, что и 1,39 трлн руб. – не предел. Так, РЖД запросила к чемпионату астрономические 2,6 трлн руб. на организацию скоростного (до 200 км/ч) и высокоскоростного (350–400 км/ч) сообщения между городами, принимающими матчи, а также столицами соседних европейских стран. Правда, осенью Минтранс, отчаявшись найти такие средства, урезал скорости и количество трасс, уложив все в 287 млрд руб.

Ни по конкретным статьям, ни по источникам финансирования эти то ли 632 млрд, то ли 1,39 трлн пока не расписаны. Гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин не смог назвать цифр: «Идет процесс согласования масштабнейшей инвестпрограммы, цифры будут взвешенны, не взвинчены и тщательно отфильтрованы». Человек, близкий к оргкомитету, говорит, что пока нет ясности, сколько составят федеральная, региональная и внебюджетная доли – они постоянно меняются, «нет понимания, кто будет строить какие объекты и за чьи деньги». Не смогла назвать этих цифр и представитель Минспорта Людмила Деревянко.

Все-таки ЧМ обойдется дешевле Олимпиады, причем инфраструктура появится в 11 городах, а не в одном, объясняет источник, близкий к оргкомитету. Основные расходы на сам чемпионат – это стадионы (семь), по которым прошли тендеры, – около 110 млрд руб. Программа будет готова в апреле, а на вопрос о сходстве с сочинской стройкой он просит не проводить параллели: «Не надо воспринимать чемпионат мира как очередной проект по многомиллиардному расходованию госсредств, даже модель управления специально выбрана принципиально иной. Затраты на ЧМ в десятки раз меньше, чем плановые затраты на развитие этих 11 субъектов в ближайшие пять лет».

На аэропорты и дороги будут тратиться деньги из уже запланированных расходов по федеральным целевым программам, их бы потратили и без чемпионата, но чемпионат может ускорить реализацию некоторых частей этих программ, говорит чиновник. Возможно, логика развития регионов потребует дополнительных средств, но каких-то радикальных расходов ждать не стоит, уверяет он. Например, специально дорогие терминалы в аэропортах небольших городов строить не будут, там возможны временные конструкции, которые потом можно перевезти либо использовать иначе, рассказывает он. О высокоскоростном сообщении между всеми городами также речи не идет, проекты РЖД должны быть окупаемы и не идти в ущерб приоритетам вроде БАМа и Транссиба, говорит чиновник. Безумного вбухивания миллиардов непонятно в какие инфраструктурные проекты не будет, говорит он и обещает «продемонстрировать на примере чемпионата принципиально новый подход к планированию госрасходов».

На этом фоне стадионы выглядят очень благополучно. Затраты примерно понятны, источники тоже. Да и подрядчик, вообще говоря, был известен заранее. В июле 2012 г. Виталий Мутко предлагал назначить единого проектировщика стадионов к чемпионату без конкурса – ФГУП «Спорт-инжиниринг». Об этом Мутко написал письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Представитель Шувалова не стал комментировать служебную переписку, отметив, что основная работа по планированию работы по ЧМ сейчас ведется в профильных ведомствах и организациях. По его словам, предложения Мутко логичны: работа с единым проектировщиком позволяет контролировать и само проектирование и делает расходование бюджетных средств более прозрачным; к тому же есть положительный опыт передачи проектирования объектов одному подрядчику – в ходе подготовки к саммиту АТЭС, где все объекты построены качественно и в срок. Важна стратегическая линия, говорит представитель Шувалова, – около 10 российских городов имеют возможность получить самую современную инфраструктуру: аэропорты, дороги, гостиницы, стадионы и т. д. и сделать мощнейший рывок в своем развитии.

Но, рассказывают источники «Ведомостей», предложение Мутко отдать все подряды без конкурса «Спорт-инжинирингу» заблокировала помощник президента Эльвира Набиуллина. «Я не знаю, кто заблокировал, но слава богу! – радуется гендиректор «Спорт-инжиниринга» Васюков. – У нас очень много работы по тем объектам, которые мы в честной борьбе взяли на конкурсе».