Интервью - Кэролин Маккол, гендиректор EasyJet

«Главное то, что ты умеешь и знаешь, пол здесь ни при чем»
Кэролин Маккол, гендиректор EasyJet/ М.Стулов/ Ведомости

Одна из крупнейших бюджетных авиакомпаний мира – EasyJet – в понедельник начала полеты в Россию. Из московского «Домодедово» компания ежедневно летает в лондонский Гатвик. В апреле число рейсов удвоится, а также начнутся полеты в Манчестер.

EasyJet

Британская авиакомпания. Основана в 1995 г., выполняет рейсы по более чем 600 маршрутам в 30 странах. Флот - более 200 самолетов. Пассажиропоток — более 55 млн человек. Выручка (в 2012 финансовом году, закончившемся 30 сентября) - $6,1 млрд. Чистая прибыль - $402 млн. Акционеры - 87% акций компании принадлежит семье Хаджи-Иоанну.

На первом рейсе EasyJet из Лондона в Москву прилетела гендиректор авиакомпании Кэролин Маккол. Она рассказала «Ведомостям» о планах EasyJet в России, о ценовой политике компании и о том, почему в 2010 г. перешла из Guardian Media в авиацию.

- Почему, много лет проработав в медиабизнесе, вы выбрали авиацию? Мечтали о полетах в детстве?

- У меня не было такой мечты - работать в авиации. Но я всегда любила путешествовать, узнавать что-то новое: родилась в Индии, выросла в Австралии. В 1986 г. пришла в Guardian, там моя тяга к путешествиям и новому была реализована с лихвой. А в 2010 г. перешла в EasyJet. Вот только работа в авиакомпании – это не только взлеты и посадки (когда сердце буквально замирает от радости), но и каждодневная скрупулезная работа с пассажирами.

- Вы аплодируете, когда самолет приземляется?

- Знаете, это уникальный российский обычай, в других странах я его не встречала... Нам [первому рейсу EasyJet] тоже аплодировали.

- Пассажиры аплодируют мастерству пилотов, но знатоки уверяют, что до кабины аплодисменты не долетают...

- Нам так громко хлопали, что, думаю, пилоты слышали и были приятно удивлены.

- Когда вы решили начать полеты в Россию, вы изучали негативный опыт двух местных бюджетных перевозчиков — Sky Express и «Авиановы», которые обанкротились? Менеджеры этих компаний тогда винили высокие цены на топливо, сложное регулирование, отсутствие условий в аэропортах для лоукостеров. Вас эти факторы не пугают?

- Мы были свидетелями многих авиаколлапсов в Европе - Spana, Malev, bmi. Благодаря последним мы получили допуск в Россию (EasyJet заняла место этой авиакомпании). Проблема дороговизны топлива, аэропортовых сборов повредила многим авиакомпаниям - и не только российским. Но традиционным перевозчикам сложнее, чем лоукостерам. Ведь эта модель позволяет за счет большого пассажиропотока, глубины продаж, распределения загрузки, расчета маршрутной сети и дружественного обслуживания в базовых аэропортах оптимизировать бизнес. От правильного расчета зависит успех. Мы предлагаем выгодные цены, в итоге люди, которые никогда не летали самолетами, решили попробовать именно EasyJet. Кроме того, мы постоянно работаем с аэропортами, чтобы минимизировать издержки, - нам ведь не нужна особая инфраструктура, мы, например, не используем «рукава». А если и используем, например в «Домодедово», то за это не платим.

- То есть у вас какой-то особый контракт с «Домодедово»?

- Я не знаю, но могу предположить, что с другими авиакомпаниями другие контракты. Сборы «Домодедово» прозрачные. Просто прочим авиакомпаниям нужен иной набор услуг.

- Почему вы выбрали «Домодедово»? Некоторые чиновники, да и пассажиры жалуются, что он перегружен...

- Отличный аэропорт для нас. Кроме того, bmi тоже летала оттуда. В части проблем пропускной способности Россия и «Домодедово» тоже не уникальны. На юге Англии мы испытываем схожие проблемы. Открывая новые рейсы, мы постоянно спорим, где найти дополнительную пропускную способность. Люди путешествуют все больше и больше. Это оказывает давление на инфраструктуру.

- Сколько пассажиров на российских рейсах вы планируете перевезти в этом году? Какой прогноз на следующие годы? Есть ли планы открывать рейсы из российских регионов?

- План на 2013 г. - перевезти 300 000 пассажиров. Дальше не загадываем. Есть планы открывать новые рейсы из Англии [в Москву], но тема российских регионов не обсуждается.

- Если говорить о вашей ценовой политике. В начале продаж билеты на ваши рейсы стоили 49 фунтов. На начало мая стоит цена уже от 300 фунтов. Дешевые закончились?

- Самолеты заполняются – и цены становятся все выше и выше. Это кривая спроса и предложения - и в этом состоит наша модель. За день до полета цена будет самая высокая, и наши пассажиры с этим согласны, поскольку у них срочная ситуация.

- Сколько авиабилетов на рейсе продается по самой низкой цене?

- На каждый рейс минимум 10% мест продается по низкому тарифу. Никто нас к этому не принуждает. Но мы себе поставили такую планку.

- Какую долю в цене авиабилетов занимает топливная составляющая и сервис — вообще, из чего в основном складывается цена перевозки?

- Самая существенная статья расходов — авиатопливо. Из наших глобальных трат в 3,5 млрд фунтов на эту статью приходится 1,2 млрд. Также высоки затраты на персонал и сервис.

- Власти Евросоюза сетовали, что авиакомпания в рекламе цен на билеты указывает лишь тариф, а не полную стоимость перелета, и требовали исправить ситуацию...

- Мы так и делаем. Тариф - это конечная цена для авиапассажиров. Но сюда не включен багаж, выбор места, питание. За это нужно платить отдельно. Наша философия — держать минимальную стоимость авиабилета. Если пассажир хочет что-то еще, ему придется за это платить.

- Вашим российским партнером стала «Трансаэро». Эту компанию тоже возглавляет женщина — Ольга Плешакова. Женщинам проще договориться друг с другом?

- Речь должна идти о профессионалах своего дела, а пол здесь ни при чем. Главное то, что ты умеешь и знаешь... Но переговоры с нами в основном вел председатель совета директоров «Трансаэро» Александр Плешаков.

- Можете раскрыть детали вашего соглашения?

- Соглашение достигнуто и подписано — все, что я могу сказать вам на этот счет. Детали конфиденциальны.

- Место bmi могли занять и другие компании, на эти слоты претендовала и Virgin Atlantic, но авиационные чиновники Великобритании предпочли вас. Почему?

- Хороший вопрос. Думаю, главными были преимущества по цене и аэропорту базирования. Мы сможем привезти гораздо больше британских пассажиров в Москву. Аэропорт Гатвик - это очень хороший авиаузел, у него транспортные связи лучше, чем у Хитроу. Другое географическое положение позволяет пассажиру иметь альтернативу. Ведь до сих пор все авиакомпании из России летали в Хитроу.

- Каковы глобальные планы EasyJet?

- Мы будем продвигаться на другие рынки, будем идти вперед.