Интервью - Джон Фэхи, Председатель Национального географического общества США

«На самом деле еще не все открытия сделаны»
Варвара Гранкова

На этой неделе в Санкт-Петербурге прошел Чемпионат мира по географии среди школьников, организованный Национальным географическим обществом Америки. Выбор России в качестве места проведения неслучаен - в прошлый раз, в 2011 году, первое место на чемпионате заняла российская команда. Для участия в подготовке этого соревнования в Россию приехал Джон Фэхи, председатель и генеральный директор Национального географического общества. Корреспондент «Пятницы» обсудил с ним деятельность 125-летней организации в современных условиях.

Досье:

1952 Родился в Нью-Йорке. 1989 Стал председателем совета директоров и гендиректором Time Life Inc., входящей в состав Time Warner Inc. 1996 Вошел в состав НГО в качестве президента и гендиректора National Geographic Ventures. 1998 Назначен генеральным директором НГО. 2011 Назначен председателем НГО. 2011 Получил от правительства Перу орден Солнца за содействие в возвращении на родину коллекции древних артефактов, вывезенных с Мачу-Пикчу за 100 лет до этого.

Крупнейшие проекты, в которых принимало участие Национальное географическое общество

6 апреля 1909 года - Роберт Пири и Мэтью Хенсон первыми достигли Северного полюса. 1912-1915 годы - экспедиция под руководством Хайрама Бингема проводит раскопки города инков Мачу-Пикчу в перуанских Андах. 29 ноября 1929 года - американский авиатор впервые пролетает над Южным полюсом и делает аэрофотосъемку 155 тысяч кв. км поверхности Антарктиды. Октябрь 1952 года - в журнале National Geographic публикуется первая из серии статей Жака-Ива Кусто про подводный мир. Всего Географическое общество выделило исследователю морских глубин 37 грантов. Май 1963 года - Эверест впервые покоряет американская экспедиция. 1984 год - подводный археолог Джордж Басс обнаруживает крупнейший груз товара на судне, затонувшем 3,4 тысячи лет назад у южного побережья Турции. Сентябрь 1985 года - Роберт Баллард объявляет о том, что с помощью технологии, разработанной при участии НГО, обнаружил обломки парохода «Титаник». Июнь 1998 года - Общество объявляет об обнаружении в Китае останков динозавра, покрытого перьями. Таким образом была подтверждена связь между динозаврами и птицами. Август 2000 года - с помощью системы GPS было установлено точное местонахождение истоков Амазонки на горе Невадо-Мисми (Перу). Апрель 2002 года - Уильям Кок обнаруживает тысячи мумий инков в Лиме (Перу). Апрель 2005 года - запущен долгосрочный Генографический проект, в ходе которого проводятся исследования ДНК для создания карты миграции человечества на протяжении его истории. Май 2005 года - две группы специалистов на основе компьютерной томографии мумии Тутанхамона восстанавливают прижизненный облик фараона. Апрель 2006 года - НГО объявляет об обнаружении, переводе и подтверждении подлинности «Кодекса Чакос» - древнего коптского папируса, содержащего, в частности, Евангелие от Иуды. Март 2012 года - режиссер Джеймс Кэмерон стал первым в мире человеком, в одиночку опустившимся на дно Марианской впадины.

Когда фотографы еще пользовались пленкой, им приходилось делать до 50 тысяч снимков, из которых мы публиковали только 20! Удачного кадра приходилось ждать неделями

- Чем занимается Географическое общество в эпоху, когда все географические открытия вроде бы уже сделаны?

- На самом деле еще не все открытия сделаны. Чем больше мы узнаем, тем больше нам становится ясно, что мы многого не знаем. Просто теперь открытия - это не заполнение белых пятен или поиск мест, где человек никогда не был. Это изучение микроорганизмов, ДНК, восстановление исчезнувших видов животных. Именно здесь возможности безграничны. Конечно, мы по-прежнему занимаемся организацией экспедиций, в том числе и классических. Такие экспедиции, кстати, позволяют ответить на вопросы, о которых ученые спорили долгое время: например, где находится исток Амазонки.

- Но результаты ваших исследований необходимо донести до общественности. Как вы оцениваете состояние научной журналистики в мире и Америке?

- Мы не считаем себя научными журналистами в строгом смысле этого слова. Мы рассказываем людям истории. Сегодня нас интересуют вопросы, находящиеся на стыке того, что человечество хочет, и того, что может ему дать Земля. Нас заботят проблемы доступа к чистой воде, роста населения, безопасности в области продовольствия. Как будет выглядеть эта планета, когда на ней будут жить 9 миллиардов человек? Что произойдет, когда в развивающемся мире начнет расти средний класс?

- Вам принадлежит большой издательский дом, выпускающий, в частности, всемирно известный журнал. Вы меняете свою издательскую стратегию в свете происходящей сейчас цифровой революции?

- Безусловно. Сейчас привычный для нас мир СМИ полностью разрушается, хотя в разных частях мира этот процесс идет с разной скоростью. Мы все свои усилия посвящаем тому, чтобы придумать, как рассказывать истории в этих новых условиях. Уже нельзя просто раз в месяц выпускать журнал с длинными статьями: читатели хотят каждый день узнавать что-то новое. На протяжении 125 лет мы отправляли корреспондентов в разные места и рассказывали в журнале, что с ним произошло. К счастью, все это время читателям такой подход нравился, но нам надо быть готовыми к тому, что в будущем людей перестанет это интересовать.

- Ваш журнал известен высокопрофессиональными и очень дорогими фотографиями. Какая фотография была самой дорогой?

- Очень трудно сказать. Я слышал много удивительных историй, связанных с этим. Скажем, в те времена, когда фотографы еще пользовались пленкой, им приходилось делать до 50 тысяч снимков, из которых мы публиковали только 20! Удачного кадра приходилось ждать буквально неделями. Для нас важны не просто фотографии, а изысканные фотографии, нечто доселе невиданное.

- Подобные затраты необходимо оплачивать. Как финансируется ваша некоммерческая организация?

- Экономический двигатель Географического общества - это кабельное телевидение. Сегодня это самая надежная часть в экосистеме СМИ всего мира. С его помощью мы зарабатываем значительную часть выручки, из которой финансируем свою деятельность. Наш журнал никогда не опирался на прибыль от рекламы, для нас всегда были важнее подписчики. Поэтому теперь, когда доход от рекламы начал падать, он по-прежнему в неплохой форме. Еще, несмотря на распространение электронных книг, снижение цен и тиражей, наше книжное подразделение, особенно занимающееся детскими книгами, показывает в последнее время на удивление хорошие результаты. Так что можно сказать, что сегодня мы получаем больше прибыли, чем когда бы то ни было раньше.

- В National Geographic традиционно больше внимания уделяется визуальной части, а не текстовой. Собираетесь ли вы что-то менять в этой концепции?

- Думаю, это изменится, и довольно резко. Сейчас меняется парадигма любого журнала. Формат журнала очень жесткий - у вас есть определенное количество страниц, которые определенным образом сверстаны и которые стоят определенное количество денег. Цифровые технологии позволяют подавать информацию совершенно иначе. Скажем, в айпэд-издании National Geographic можно посмотреть больше фотографий, чем в печатном издании. Здесь же есть видео, аудиорассказ о том, как фотограф делал тот или иной снимок.

- У вас есть подразделение, снимающее художественные фильмы. Чем оно сейчас занимается?

- Мы делаем много фильмов - документальных, телевизионных - и будем продолжать ими заниматься. Но мы отходим от полноформатных фильмов. Отличную историю вообще можно рассказать за две-три минуты. Хотя мы делаем фильмы в формате iMax, которые часто показывают музеях, снимаем научно-популярное кино (обычно длиной 40 минут). Но мы постепенно выходим из кино, которое показывают в обычных кинотеатрах, потому что здесь невозможно что-либо предсказать: можно снять три-пять фильмов за год, и все они провалятся в прокате. Последний фильм, который мы продюсируем, называется Deep Sea Challenge, он о том, как режиссер Джеймс Кэмерон чуть больше года назад опустился на дно Марианской впадины.

- Я слышал, что у Общества есть собственный большой магазин в Лондоне. Что в нем можно купить?

- У нас есть лицензионное соглашение с одной компанией о строительстве сети розничных магазинов по всему миру. Уже есть магазины в Лондоне, Мадриде и нескольких азиатских аэропортах. Этот бизнес пока только развивается. Там продаются самые разные товары, прежде всего связанные с путешествиями: чемоданы, одежда, в том числе для альпинистов, а также книги, карты, фотографии и тому подобное.

- Как стать членом Национального географического общества?

- Традиционный способ - просто подписаться на журнал по почте. В будущем мы хотим, чтобы членом мог стать любой желающий. Для этого достаточно будет зайти на наш сайт и заявить о желании войти в организацию.

- Как вы знаете, существует Российское географическое общество.

- Да, и как раз сейчас мы проводим совместную с РГО океанскую экспедицию в районе острова Франца-Иосифа. Вообще у нас интенсивное сотрудничество: например, Чемпионат мира по географии в Санкт-Петербурге мы проводим совместно с РГО.

- Но иногда РГО участвует в проектах, которые выходят за рамки чисто географических, становясь частью международной политики, как это было с экспедицией «Арктика-2007», когда вымпел с российским флагом опустили на дно на Северном полюсе. Участвует ли в подобных проектах Национальное географическое общество?

- Нет, мы никоим образом не аффилированы с американскими государственными организациями. Это очень сложно, но мы пытаемся сделать так, чтобы нас воспринимали не как Национальное географическое общество из Америки. Для этого создаем местные географические общества по всему миру, которые выдают гранты на локальном уровне. К примеру, у нас есть грантовое подразделение в Китае, и китайские ученые распределяют гранты другим китайским ученым. Мы специально не связываем себя с мнением американского руководства.