Интервью - Марина Лошак, директор ГМИИ имени Пушкина

«Мы думаем, как нам жить с очередями и чем развлекать посетителей»
Варвара Гранкова

Закончилась реконструкция особняка, стоящего на Волхонке за уже существующим зданием Музея личных коллекций. У него прибавилось 800 квадратных метров полезной площади, и в конце февраля здесь откроется первая выставка. Обозреватель «Пятницы» поговорила с Мариной Лошак.

Досье:

1955 Родилась в Одессе. 1986 Переехала в Москву и работала в Государственном музее Маяковского. 2007 Вместе с Марией Салиной открыла на «Винзаводе» собственную галерею «Проун». 2012 Назначена арт-директором Музейно-выставочного объединения «Манеж». 2013 Вступила в должность директора ГМИИ им. Пушкина.

Мы думаем, как нам жить с очередями и чем развлекать посетителей. Может, будем всех кормить мороженым

- Как изменится Музей личных коллекций с появлением новых площадей?

- Новое здание Музея личных коллекций мы открываем в юбилейный для него год - в 2014-м ему двадцать лет. И существующая постоянная экспозиция требует переформатирования, хотя бы потому, что двадцать лет назад музей решал задачи другого рода. Сами слова «частный коллекционер», «частное собрание» носили совершенно другую окраску. Это было что-то вроде первого кооператора или предпринимателя. За прошедшие годы произошла настоящая революция в сознании, важность частного собирательства в нашей стране стала очевидной и общепризнанной, и этим мы во многом обязаны Илье Самойловичу Зильберштейну и Ирине Александровне Антоновой, которые решились на создание этого музея. Но теперь его роль должна корректироваться. У нас есть обязательства перед теми, кто передал нам свои коллекции, рассчитывая, что они будут демонстрироваться. И сейчас мы с коллегами и коллекционерами обсуждаем, как сделать так, чтобы вещи не лежали в запасниках, а работали. Может быть, показывать что-то не постоянно, а в рамках тематических выставок. В этом контексте второе здание Музея личных коллекций мы рассматриваем как выставочное пространство. С другой стороны, мы находимся в состоянии реконструкции, нам неизбежно придется терпеть множество неудобств, связанных с перемещениями коллекций между зданиями. Не исключено, что Музей личных коллекций в какой-то момент станет хранилищем.

- Как будет выглядеть новое пространство?

- Это классический трехэтажный особняк, с анфиладным расположением залов, в которые вы попадаете, проходя через уже существующий Музей личных коллекций. Там есть небольшое, но уютное и хорошо оснащенное лекционное пространство. Для открытия мы придумали выставку, логично продолжающую существующую экспозицию. Мы показываем квартиры художников и коллекционеров, где их бытовая жизнь соединяется с жизнью искусства. Картины, мебель, предметный мир - все это перемешивается и становится своего рода инсталляцией. Мы выбрали очень разные образы и сознательно остановились на людях, которые связаны с московской школой коллекционирования, поскольку из нее вырос этот музей. Там будет комната архитектора, зал коллекционера, который превращает свое жилище в пещеру, где перемешано разное искусство, квартира 1920-1930-х годов. В финале покажем инсталляцию, воссоздающую атмосферу мастерской художника, созданную Леонидом Тишковым. Двадцать лет назад он нашел архив малоизвестного, но очень хорошего графического дизайнера 1920-1930-х годов - оригиналы макетов, чертежи, рисунки к афишам, плакатам, этикеткам - замечательный художественный материал, который спровоцировал его на создание цикла рисунков к Ильфу и Петрову. Планируем показывать мировые корпоративные собрания и сейчас ведем переговоры с японскими коллегами.

- Новые коллекции продолжают поступать в музей?

- Да, постоянно. В последнее время мы получили много разных и совершенно замечательных собраний. И обязательно будем их выставлять. Летом планируем показать вещи, подаренные нам вдовой Эдуарда Штейнберга - большое собрание первоклассных работ разных периодов. Замечательные работы были подарены музею Франциско Инфанте. Их тоже стоит показывать как отдельную выставку.

- На каком этапе сейчас проект реконструкции ГМИИ?

- Мы практически завершили работу над архитектурной концепцией, которую заказали французской компании Avesta. Они сотрудничали с крупнейшими мировыми музеями, в том числе с «Тейт» и Музеем на набережной Бранли. От них мы получим архитектурную концепцию с техническим заданием. Далее проведем внутренний конкурс и при помощи жюри, состав которого мы обсуждаем вместе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, выберем окончательный вариант и приступим к реконструкции. Причем это будут российские архитекторы. В нашем отечестве трудный опыт работы с иностранными архитекторами - это факт. Мне показалось, что есть смысл пригласить наших архитекторов, у которых есть сентиментальные чувства и к музею, и к городу. Имена мы сможем назвать позднее.

- То есть мы увидим только конечный результат?

- Да, у нас уже нет возможности обсуждать это всем миром. Музей и так слишком долго не расходовал те деньги, которые были выделены ему на этот проект. Есть установленные сроки - закончить реконструкцию до 2020 года. При этом Рейксмузеум в Амстердаме, например, где все шло строго по плану, реконструировался 12 лет! Для музеев это норма. Так что мы вынуждены двигаться быстрее.

- Вы запустили новый проект «Пятницы в Пушкинском» - зачем?

- Мы решили приблизиться к зрителю, сделать музей более современным, открытым, дружелюбным. Специально начали этот проект зимой, когда в пятницу люди еще не уезжают на природу. Пока многое придумываем и внедряем на ходу, обсуждая и анализируя опыт каждой пятницы. Получаются разнообразные программы, которые позволяют человеку, просто купившему входной билет, без дополнительных трат, послушать качественную музыку, поэзию, увидеть театральные постановки, попасть на необычную экскурсию или лекцию. Например, у нас есть договоренность, что ряд событий из цикла «Практика. Персона» пройдут на нашей территории. Первая встреча была с Борисом Гребенщиковым, который абсолютно соответствует нашим представлениям о том герое, который нужен нашему зрителю. Встреча проходила в атриуме Музея личных коллекций, и все желающие с трудом поместились на трех этажах. Мы сотрудничаем со школой-студией МХАТ, готовим стратегический договор о сотрудничестве с Государственной консерваторией.

- Еще одно новшество - программа «Друзья музея». Это делается для экономической поддержки ГМИИ?

- Программа вступит в действие с 18 февраля. Она экономически выгодна музею, но выгодна и посетителю, поскольку предоставляет разнообразные бонусы. Самый демократичный абонемент - «Постоянный посетитель» - дает возможность четыре раза в год прийти в музей без очереди, что особенно актуально во время топовых выставок. Дальше есть несколько уровней, на которых с увеличением цены прибавляются дополнительные возможности. Например, можно купить билеты на «Декабрьские вечера», в лекторий и на занятия детского центра, что обычно сделать непросто. Можно прийти на закрытый вернисаж или посетить музей в определенные дни утром за час до его официального открытия и посмотреть выставку практически в одиночестве. Высший уровень - платиновый абонемент стоимостью триста тысяч рублей - предполагает более индивидуальные формы сотрудничества. Это, например, бесплатный билет на все выставки музея в течение года, возможность пригласить на них своих друзей и гостей, приглашения на специальные мероприятия и т.д.

- Какие значимые выставки музей покажет в этом году?

- Мощнейшая выставка приедет к нам в апреле из Академии Каррара в Бергамо, - 60 полотен, среди которых работы Боттичелли, Беллини, Карпаччо. В июне откроем еще одну выставку старых мастеров, связанную с коллекцией князя Лихтенштейна, из которой нам дают хрестоматийные работы Рубенса, полотна Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса и других фламандцев. В конце года будет большая выставка Пауля Клее, а осенью в рамках Года Великобритании - очень изысканная выставка Бердслея и Уайльда из лондонских музеев. Мы уже думаем, как нам жить с очередями и чем развлекать посетителей. Может, задействуем пространство двора и будем кормить всех мороженым.