КС проверяет конституционность нормы, позволяющей приостанавливать выездную налоговую проверку

Конституционный суд РФ в пятницу приступил к проверке на соответствие Основному закону пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Проверяемая норма устанавливает, что проводить выездную налоговую проверку на территории налогоплательщика можно не более 3 месяцев. Между тем, согласно оспоренному положению, налоговые органы вправе изъять документы, а затем прервать проведение выездной проверки и уехать с территории налогоплательщика на неопределенное время.

Процесс был инициирован по жалобам ряда представителей малого бизнеса. Заявители указывают, что в срок проверки не защитывается период физического отсутствия проверяющих на территории налогоплательщика. Они также отмечают, что возможность приостановления проверки "это на самом деле способ растянуть ее сроки на неограниченное время". Заявители обращают внимание КС на то, что в результате налогоплательщику приходится затрачивать силы и время для того, чтобы вернуть свои документы о финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме того, заявители отмечают, что в течение срока проведения проверок "налогоплательщик лишается возможности получать кредиты, банковские гарантии, поскольку информация о долговременных проверках подрывает доверие к нему потенциальных партнеров". В связи с этим они считают, что эта норма ограничивает конституционную свободу предпринимательства и нарушает их права.

С этой позицией не согласился представитель правительства России в КС Михаил Барщевский. "Законодатель абсолютно правильно ограничил сроки выездной проверки, чтобы налоговики не мешали работе проверяемой организации, но при этом нельзя ограничивать право инспекции осуществлять постояный контроль за налогоплательщиками", - заявил Барщевский журналистам. "В любой стране, в тех же США налогоплательщик находится под постоянным негласным контролем налогового ведомства и это абсолютно нормально", - заметил представитель правительства.