Госдума приняла проект постановления по реализации закона о монетизации льгот

undefined

Госдума на пленарном заседании 21 января приняла проект постановления "О мерах по защите социальных прав и законных интересов граждан в связи с реализацией закона, предусматривающего замену льгот денежными компенсациями". В документе отмечается, что на обеспечение социальной поддержки граждан в 2005 году планировалось выделить из консолидированного бюджета 301.2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты - 99.9 млрд. рублей, на лекарственное обеспечение - 50.8 млрд. рублей, на оплату жилищно-коммунальных услуг соответствующим категориям граждан - 27.1 млрд. рублей. Таким образом, по сравнению с 2004 годом расходы консолидированного бюджета в 2005 году на социальные выплаты увеличились в 2.77 раза, а федерального бюджета - в 4.6 раза. Согласно документу, из Пенсионного фонда РФ на досрочное финансирование денежных выплат было выделено 8.9 млрд. рублей, что позволило выплатить компенсации 8.5 млн. граждан. Это составило около 60% от общего числа льготников. Оставшиеся граждане могут получить денежные выплаты до 26 января 2005 года.

Однако в ряде субъектов РФ сложилась ситуация, когда ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, а также граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, не были обеспечены денежными компенсациями. По информации Генпрокуратуры РФ, такая ситуация сложилась в Коми-Пермяцком автономном округе и в республике Марий Эл. В таких регионах, как республика Карелия, в Воронежской, Псковской, Саратовской и Тульской областях льготникам был отменен бесплатный проезд в общественном транспорте без замены его необходимыми денежными суммами.

Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в настоящее время медицинские аптечные учреждения получили лекарственные средства на сумму 2.1 млрд. рублей для соответствующих категорий граждан. Однако в Госдуме есть информация, что в некоторых больницах и аптеках льготники не пользуются в полном объеме правом на бесплатное получение лекарств.

В связи со сложившейся ситуацией Госдума рекомендует Правительству РФ принять ряд мер, которые позволят снять в обществе социальную напряженность. Во-первых, до 1 февраля 2005 года Правительство должно подготовить и внести на рассмотрение Госдумы законопроект, повышающий размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2005 года на 36.5% и устанавливающий ее в размере 900 рублей. До 15 февраля 2005 года должен быть внесен проект закона, который предоставит возможность территориальным отделениям Пенсионного фонда ежемесячные денежные выплаты льготникам. Рекомендовано провести индексацию ежемесячных денежных выплат льготникам с 1 августа 2005 года на сумму не ниже коэффициента инфляции, а также провести дифференцирование льготной надбавки за сложность, напряженность службы для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

Депутаты поручают Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по тарифам и службе по защите прав потребителей совместно с региональными комиссиями до 1 февраля 2005 года провести проверку обоснованности повышения тарифов на ЖКХ, транспорт и связь. Кроме того, рекомендовано утвердить не позднее февраля 2005 года порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности, которые проживают в районах Крайнего Севера. Также депутаты считают необходимым проанализировать по итогам I квартала 2005 года утвержденный перечень лекарственных средств, предоставляемых льготным категориям граждан.

Госдума в своем постановлении обращается к Генпрокуратуре с предложением регулярно информировать депутатов о нарушении социальных прав граждан при реализации закона, а также поручает Счетной палате РФ провести до 1 апреля 2005 года проверку исполнения закона в части замены льгот денежными компенсациями.

Органам государственной власти субъектов федерации рекомендовано предоставить возможность гражданам, пользовавшимся до 1 января 2005 года правом бесплатного проезда в общественном транспорте, приобрести льготные проездные документы по стоимости, не превышающей размер выплаты, заменяющей данную льготу. Также региональные власти и органы местного самоуправления должны определить единую стоимость проездного билета для каждой категории льготников.