Объем потребительского рынка РФ в последние годы составляет 20-23% ВВП

Объем потребительского рынка РФ в последние годы составляет 20-23% от ВВП. Об этом сообщил на всероссийской конференции "Программа лояльности и удержание клиентов на рынке товаров и услуг" председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП Александр Борисов. При этом темп роста потребительского рынка составляет 8-10% ежегодно.

По его словам, за 9 месяцев 2004 года населением было потрачено $170 млрд. на товары и услуги, что на 13% больше показателя всего 2003 года ($150 млрд.). Примерно 10% от $170 млрд. приходится на 30 крупнейших торговых сетей. Как отметил А.Борисов, рынок насыщен на 75-80%, а производители не успевают обеспечить ассортимент для сетей. При этом рост личных доходов граждан составляет 10-11% ежегодно. Объем потребительского кредитования в 2004 году увеличился на 30% - до $4 млрд.

По его словам, развитие потребительского рынка в регионах опирается на крупные агломерации в связи с высоким уровнем урбанизации. В ряде региональных центров существует конкуренция национальных и региональных сетей. Как отметил А.Борисов, в Воронеже, например, конкурируют три сети - "Перекресток", "Пятерочка" и "Магнит", в Нижнем Новгороде работают "Рамстор", "Метро", "Пятерочка", "Перекресток" и ряд местных сетей группы "Планета".

А.Борисов отметил экспансию национальных сетей в страны СНГ. На Украине уже работают "Пятерочка", "Эльдорадо", "Патерсон", "Спортмастер" и "Перекресток". В Киеве действует сеть аптек "36.6", сеть подарков "Мульти". В 2004 году франшизу в Казахстан дала "Пятерочка", в Белоруссию - "Служба "77".

Еще одной тенденцией развития потребительского рынка является конкуренция национальных торговых сетей с иностранными. О планах прихода в Россию заявили Leroy Merlin, Focus Wickes, Mark & Spenser, Miele, NK, The Atalete Foots, Rautakesko.