В 2005 году потребительский рынок России вырастет

undefined

В 2005 году потребительский рынок России будет расти. По прогнозу МЭРТ, увеличение доходов населения к 2007 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объема товарооборота. Об этом заявил на пресс-конференции в четверг председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) России по развитию потребительского рынка, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации, советник мэра Москвы Александр Борисов. По данным ТПП, за 2004 год реальные располагаемые доходы населения увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли - на 12,1% (в 2003 году - на 14% и 8,4% соответственно).

По мнению Борисова, в России уже сформировался средний слой населения (средние ежемесячные доходы на одного человека составляют $300). "Для среднего слоя населения цена перестала быть определяющим фактором. Современный гражданин желает потреблять здесь и сейчас, а не живет по формуле "ничего, что нам плохо, детям будет лучше", - сказал Борисов. Он сообщил, что Россия вошла во Всемирное общество потребления. "Состояние ВВП по расходам показывает, что на конечное потребление домашних хозяйств в России расходы составляют 49%. Мы вступили во Всемирное общество потребления", - сказал он.

Одна треть потребительского рынка России приходится на Москву, заявил Борисов. "В море потребительского рынка России одну третью часть занимает Москва. Нигде в мире нет такой уникальной ситуации", - подчеркнул Борисов. В числе основных причин он выделил грамотную политику и контроль за состоянием отрасли со стороны городских властей. По его словам, на федеральном уровне в отрасли существует немало проблем, требующих дополнительного осмысления. И одной из главных является растущая, но все еще недостаточная конкуренция, как между отечественными участниками (в том числе региональными и столичными), так и между россиянами и иностранными игроками рынка. Во-вторых, непрозрачность отрасли, связанная как с поведенческими установками потребителей (сокрытие доходов), с низкой корпоративной этикой предпринимателей (занижение прибыли, уход от налогов, отсутствие данных о реальных оборотах), так и с отсутствием надежной статистики по действительным параметрам потребительского рынка в целом. Еще одна причина - "непростые отношения с местными властями (коррупция, отсутствие четких перспектив развития - в 90% населенных пунктов до сих пор отсутствуют утвержденные генпланы)", говорится в официальном документе комитета Торгово-промышленной палаты России по развитию потребительского рынка.