РАО "ЕЭС" вошло в список компаний, лоббирующих свои интересы в США

undefined

РАО "ЕЭС России" вошла в первую двадцатку крупнейших клиентов ведущих лоббистских фирм в США и является единственной российской компанией, упомянутой в этом списке, ежегодно составляемом американским журналом "National Journal". Издание утверждает, что с 1 июля по 31 декабря прошлого года РАО "ЕЭС России" заплатила известной американской лоббистской компании Cassidy & Associates $420 тысяч.

По данным журнала, за этот же период по выделенным на лоббистскую деятельность в США средствам российский энергохолдинг обошли лишь четыре компании. Корпорация General Electric выплатила лоббистским компаниям $1 миллион 280 тысяч, телекоммуникационная корпорация AT&T - $620 тысяч, фармацевтическая Pfizer - $600 тысяч и японская автомобильная компания Nissan - $460 тысяч. Журнал делает оговорку, что его выкладки опираются на данные, находящиеся исключительно в открытом доступе и на материалы, предоставленные самими лоббистскими фирмами.

Как сообщили в секретариате сената США, куда поступают документы о всей лоббистской деятельности, по итогам 12 месяцев прошлого года среди российских компаний в первую тройку крупнейших клиентов американских лоббистов, помимо РАО "ЕЭС России", вошли также "МЕНАТЕП" и "ЮКОС". Согласно официальным регистрационным документам, в течение всего 2004 года РАО "ЕЭС России" якобы выплатила лоббистской фирме Cassidy & Associates $700 тысяч, группа "МЕНАТЕП" за это же время выплатила фирмам APCO Worlwide и Covington & Burling $160 тысяч, а "ЮКОС" заплатил фирме BKSH & Associates $155 тысяч.

В РАО "ЕЭС России" затруднились ответить на вопрос о том, соответствуют ли действительности данные журнала и секретариата американского сената. "В настоящее время мы проверяем эту информацию", - сказал член правления РАО "ЕЭС России" Андрей Трапезников. В компаниях "ЮКОС" и "МЕНАТЕП" комментариев на эту тему пока получить не удалось. Неизвестно также, о какой именно лоббистской деятельности, если она имела место, идет речь.

Принятый в США в 1995 году закон о предоставлении сведений о лоббистской деятельности требует, чтобы все лоббистские фирмы зарегистрировали свою деятельность в установленном порядке и проинформировали секретариат о своих клиентах, которых они представляют. В отличие от предыдущего закона о лоббизме от 1946 года новый закон существенно расширяет понятие "лоббизм" и трактует его как все виды контактов - личные визиты, устные, письменные, электронные и иные контакты лоббиста от имени клиента, связанные с "формулированием, модификацией или принятием федерального законодательства", а также "федеральных правил, регуляций, исполнительных распоряжений или любой другой программы, политики или позиции правительства США". Сюда же отнесены контакты, касающиеся "переговоров по предоставлению или осуществлению федерального контракта, гранта, займа, пермита или лицензии", а также "выдвижения или утверждения кандидатуры в должности, подтверждаемой сенатом".

В список лиц, упомянутые контакты с которыми относятся к лоббистской деятельности, в законе отнесены члены конгресса США, работники аппарата отдельных законодателей, комитетов, фракций или рабочих групп, а также высшие представители исполнительной власти, включая президента, вице-президента, любого работника президентской администрации, высших военных руководителей, а также работников министерств и ведомств в должности министра и его заместителей. Закон требует, чтобы при осуществлении таких контактов лоббист информировал контактируемое лицо о своей регистрации в сенате. При этом для лоббистов, представляющих интересы зарубежных компаний и государственных структур, эти требования ужесточены еще больше и включают обязательное информирование контактируемого лица об иностранных клиентах.