В.Путин внес в Госдуму изменения в законодательство РФ о выборах и референдумах

Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ". Об этом сообщила сегодня пресс-служба главы государства. В.Путин также назначил председателя Центризбкома РФ Александра Вешнякова своим официальным представителем при рассмотрении законопроекта.

Самые существенные изменения вносятся в законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и "О выборах президента РФ". Предлагается, в частности, установить единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта последнего года полномочий органа власти, местного самоуправления и депутатов. Если выборы не могут быть назначены на этот день, они назначаются на первое воскресенье октября того же года. Федеральный закон дополняется статьей, содержащей порядок применения перечисленных положений. Избирательные блоки исключаются из участников избирательного процесса. Это связано с реализацией идеи самостоятельного участия полититческих партий в выборах в органы власти и органы местного самоуправления. Их усилившаяся роль в жизни страны и меры, направленные на увеличение численности партий, дают основание полагать, что отпала необходимость их объединения в избирательные блоки для совместного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и участия в иных избирательных действиях.

В проекте предусмотрена возможность проведения электронного голосования - без бумажного бюллетеня, которое пока планируется проводить на небольшом количестве избирательных участков или участков референдума. Предусмотрено повышение с 1 января 2006 г. уровня госфинансирования политических партий, получивших поддержку избирателей на федеральных выборах, до уровня 5 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией, или кандидатами, выдвинутыми политической партией и избранными в Госдуму. С 1 января 2007 г. предлагается индексировать размер госфинансирования партий.

Принятие закона позволит сократить расходы на проведение выборов в органы власти субъектов РФ, поскольку предлагается установить единый день голосования на указанных выборах. Законопроектом предусматривается сократить с 25% до 5% количество недостоверных или недействительных подписей избирателей, участников референдума, при котором не допускается регистрация кандидатов, списков кандидатов либо инициативной группы по проведению референдума. Предлагается отказаться от "страховочной функции" избирательного залога, который нередко вносится на случай, если количества достоверных подписей избирателей окажется недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов. Поэтому предлагается установить, что залог, внесенный в избирательную комиссию после представления подписных листов, возвращается кандидату или избирательному объединению, а подписные листы, представленные после внесения избирательного залога, избирательной комиссией не принимаются.

Проект предусматривает также отказ от жесткого регулирования на федеральном уровне размера избирательного залога и предоставление субъектам РФ право своими законами уменьшать размер избирательного залога с 15% до 10% от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата или объединения. Избрание депутатов Госдумы на основе пропорциональной системы обусловило необходимость внесения изменений в закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания РФ". Из этого закона исключаются положения, регламентирующие деятельность депутатов Госдума, избранных по одномандатным округам, и их помощников. Одновременно корректируются положения, касающиеся взаимодействия депутатов Госдумы с избирателями, а также условий работы их помощников. Так, депутат Госдумы, входивший в качестве кандидата в региональную группу федеральною списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа, а депутат, входивший в общефедеральную часть указанного списка, - с избирателями одного или более субъекта РФ, не охваченных региональными группами, между которыми распределены депутатские мандаты. Для такого депутата Госдумы субъекты Федерации определяются фракцией в Госдуме, созданной политической партией, в составе федерального списка которой он был избран.

Перечень оснований прекращения депутатских полномочий дополняется новым для российского законодательства положением, согласно которому депутат утрачивает мандат в случае вхождения или перехода в иную фракцию, по сравнению с той, что была образована политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран. Изменениями уточняются процедура выдвижения партией кандидатов на выборные должности в органы власти и органы местного самоуправления, списка кандидатов в депутаты, а также порядок принятия политической партией устава, программы и других важных решений.