Минфин меняет процедуру налоговых проверок

undefined

Назначать проведение повторной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков будет руководитель ФНС по согласованию с министром финансов. Как сообщил журналистам замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, соответствующее положение отражено в законопроекте поправок в первую часть налогового кодекса. Данный законопроект Минфин внес в Правительство 18 мая, выполнив, таким образом, поручение Кабинета министра и одно из положений послания Президента по улучшению налогового администрирования.

По словам С.Шаталова, идея данной поправки - "сделать проведение повторной налоговой проверки исключительным инструментом, а процедуру назначения проверки предельно усложнить и сделать объективной". Он отметил, что степень сложности назначения повторной проверки в предыдущем варианте поправок зависела от того, где налогоплательщик состоит на учете. Назначение повторной проверки для налогоплательщика, состоящего на учете в районной инспекции, проходит трехзвенную систему подчинения через областную налоговую инспекцию и ФНС. Таким образом, руководитель областной инспекции для назначения повторной проверки таким налогоплательщикам должен обратиться в ФНС, мотивировав ее целесообразность.

Данная система назначения повторной проверки для налогоплательщиков, состоящих на учете в районной инспекции, сохраняется как и в предыдущем варианте поправок. Изменения же касаются назначения повторных проверок для крупнейших налогоплательщиков, которые состоят на учете в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам или межрегиональной инспекции. В предыдущем варианте поправок предлагалось, чтобы повторную проверку таких налогоплательщиков утверждал глава ФНС. Однако бизнес высказал мнение, что в эту систему необходимо ввести третье звено. В результате согласований и было решено, что назначать повторную проверку будет руководитель ФНС по согласованию с министром финансов.

Предъявление крупных налоговых претензий будет согласовываться с вышестоящими налоговыми органами. Как сообщил замминистра финансов РФ, предполагается, что предъявление налоговых претензий на сумму свыше $5 млн. должно согласовываться в областной налоговой инспекции, свыше $10 млн. - в Федеральной налоговой службе. С.Шаталов отметил, что до того, как акт проверки, предполагающий большую сумму претензий, будет направлен налогоплательщику, он должен попасть на согласование в ФНС, а "это предполагает проведение экспертизы претензий специалистами более высокого уровня".

Минфин надеется, что проект поправок в первую часть Налогового кодекса, касающихся усовершенствования процедур налогового администрирования, будет одобрен Госдумой в сентябре. По словам Сергея Шаталова, "законопроект большой, сложный, согласование продолжалось несколько месяцев". "Мы старались в максимальной степени найти решение, которое бы сохраняло баланс интересов государства и бизнеса", - сказал замминистра. Он отметил, что основными темами, которые дискутировались и по которым удалось найти решения, стали проведение камеральных, выездных и повторных проверок, правила истребования документов, а также сроки, в которые должны выполняться процессуальные действия. "Мы старались максимально улучшить положение налогоплательщиков", - подчеркнул он.