В Баку подписана декларация о развитии и расширении энергокоридора Восток-Запад

Декларация о развитии и расширении энергокоридора Восток-Запад подписана сегодня в Баку. Таким образом дано "добро" на присоединение Казахстана к проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Документ подписали главы МИД Азербайджана, Грузии и Казахстана Эльмар Мамедъяров, Саломе Зурабишвили и Касымжомарт Токаев, министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер, а также министр энергетики США Самуэль Бодман.

Предполагается, что прокачка казахстанской нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан начнется в 2010 г. Планируемые объемы транспортировки нефти Казахстана составят 20-25 млн тонн в год. Выступая сегодня на церемонии, посвященной вводу в эксплуатацию азербайджанского участка нефтепровода, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что Баку-Тбилиси-Джейхан является одним из важных путей транспортировки нефти его страны на мировые рынки.

Началось заполнение трубопровода нефтью. Президенты Азербайджана, Грузии и Турции Ильхам Алиев, Михаил Саакашвили и Ахмет Сезер, а также президент компании British Petroleum Джон Браун повернули символические вентили, открыв дорогу каспийской нефти на мировые рынки по новому маршруту. Выступая на церемонии, посвященной вводу в эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси Джейхан, президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул, что "эта магистраль будет способствовать развитию регионального сотрудничества и укрепления системы безопасности".

Строительство нефтепровода обошлось Азербайджану и его западным партнерам в 3,3 млрд долл. В целом же на трубопровод израсходовано почти 4 млрд долл с учетом стоимости нефти для его заполнения по всему маршруту и процентов по кредитам иностранных финансовых структур, предоставивших на проект 2,6 млрд долл. Строительство БТД продолжалось почти 2,5 года. Его пропускная способность составляет более 1 млн баррелей в сутки, или 50 млн тонн нефти в год, однако, по утверждению специалистов, при появлении дополнительных объемов углеводородов может быть увеличена почти вдвое.

По словам президента Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) Натика Алиева, добываемой на контрактной площади "Азери-Чираг-Гюнешли" на шельфе Каспия нефти будет достаточно для заполнения БТД. Дополнительные объемы нефти для транспортировки по БТД Азербайджан получит в 2010 г., после начала промышленной разработки месторождения "Кашаган" в Казахстане и задействования маршрута Актау-Баку пропускной способностью до 20 млн. тонн в год. Кроме того, в Азербайджане не исключают возможности реверсирования нефтепровода Баку-Новороссийск, по которому сейчас азербайджанская нефть транспортируется на Черноморское побережье России.

В этом случае часть российской нефти также может транспортироваться по БТД в обход черноморских проливов. Для поэтапного заполнения трубопровода потребуется около 6 месяцев и 10 млн. баррелей нефти. Ожидается, что загрузка первого танкера азербайджанской нефтью пройдет в турецком порту Джейхан в четвертом квартале 2005 г.