Кокошин: Обеспечение реального суверенитета - ключевая проблема для РФ

undefined

Обеспечение реального суверенитета является одной из ключевых долгосрочных проблем для России. Об этом заявляет в своем докладе председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, декан Факультета мировой политики МГУ им. М.В.Ломоносова Андрей Кокошин на проходящем в Москве международном форуме "Европа: итоги года перемен".

"Одной из ключевых долгосрочных проблем для России, обладающей глубокими традициями государственности, рельефными цивилизационными характеристиками, является обеспечение реального суверенитета и суверенной демократии", - считает он. "Нашему "политическому классу", деловым кругам, обществу в целом на основе концепции реального суверенитета необходимо более четкое и глубокое понимание национальных интересов России во все более сложном, разнообразном мире, в котором набирают мощь транснациональные тенденции, именно на основе концепции реального суверенитета и суверенной демократии", - подчеркивает ученый.

По словам Кокошина, "современный мир при всем росте взаимозависимости остается конгломератом самоценных, национально и цивилизационно разнообразных, непохожих друг на друга частей; тенденция к взаимному уподоблению и односторонности не поглощает тенденцию к сохранению специфики и разнородности". Говоря о критериях реального суверенитета, Кокошина отмечается, что реальный суверенитет означает способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать союзы, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т.д.

Реальный суверенитет базируется на наличии у страны и независимых вооруженных сил и собственной развитой оборонной промышленности и науки, являющейся составной частью общей научно-промышленной базы. В свою очередь независимая оборонная промышленность не может долго и без чрезмерных затрат существовать в виде обособленного анклава, не будучи частью высокотехнологической промышленности в целом, с преобладанием высокоприбыльного гражданского компонента. "Реальный суверенитет предполагает и наличие собственной, устойчивой к внешним воздействиям, банковской системы, контролируемой государством и национальным капиталом, оборонной промышленности и науки, национального контроля над аэродромной сетью, управлением воздушным движением, нефте- и газопроводами и соответствующими терминалами, железнодорожной сетью, федеральными автотрассами, над рядом отраслей отечественной гражданской наукоемкой промышленности (тесно связанных, в свою очередь, технологически и экономически с собственно оборонно-промышленным сектором). Реальный суверенитет обеспечивается и независимостью от иностранного капитала важнейших каналов эфирного телевидения", - говорится в докладе.

Кокошин подчеркивает, что "нельзя забывать и о самоценности ощущения гражданами роли своего государства, своей страны как влиятельного, авторитетного субъекта мировой политики". "К числу характеристик реального суверенитета относится способность политической элиты страны к самостоятельному стратегическому мышлению в области экономики, социального развития, по вопросам безопасности, в том числе оборонной политики", - подчеркивает он. Кокошин считает, что у России, с тысячелетней традицией государственности, выдающимися по всем историческим меркам достижениями в отстаивании своей национальной независимости, территориальной целостности, есть более чем достаточно условий, предпосылок для обеспечения своего реального суверенитета.