КС обязал законодателей доработать порядок взыскания денежных средств с государства

Конституционный суд обязал законодателей усовершенствовать порядок взыскания денежных средств с государства. КС подтвердил конституционность статей 122 и 135 федеральных законов о бюджете на 2003 и 2004 годы соответственно, устанавливающих механизм взыскания денежных средств с государства. Между тем, КС указал, что ряд положений постановления правительства №666, регламентирующих вопросы взыскания, не конституционны. "Правительство РФ, вопреки нормам федеральных законов, возложило непосредственно на взыскателя обязанность направлять в Минфин копию судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист, допустило возможность возврата листа взыскателю без исполнения по чисто формальным основаниям, кроме того, оно не предусмотрело механизм ответственности за несвоевременное или ненадлежащее исполнение Минфином возложенной на него публичной обязанности", - отмечается в постановлении КС. "Тем самым, правительство создало легальную возможность как для блокирования исполнения судебных решений, так и для исполнения их с нарушением установленных сроков", - отмечается в решении КС.

КС особо указал, что "механизм исполнения соответствующих судебных решений не опирается на стабильную правовую основу, чем нарушает принцип верховенства права, включающий правовую определенность в качестве обязательного элемента". В связи с этим КС обязал федерального законодателя обеспечить для взыскателя реализацию в полном объеме его конституционных прав на судебную защиту и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти. Процесс был инициирован по жалобам ОАО "Хабаровскэнерго" и ряда российских граждан. Заявители на протяжении длительного времени безуспешно пытались взыскать деньги с государства по вынесенным судебным решениям. В частности, только компании "Хабаровскэнерго" государство должно более 43 миллионов рублей по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов власти.

Оспариваемые нормы устанавливают порядок взыскания денежных средств с государства после принятия соответствующего решения судом. Согласно этим нормам исполнительные листы о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственной власти, направляются в Минфин. А служба судебных приставов в данном случае не в праве производить принудительное исполнение судебных актов. Заявители указывали, что такой порядок позволяет Минфину игнорировать судебные решения. В конституционных жалобах отмечалось, что оспоренные нормы нарушают принцип равенства - заявители оказались в неравном положении с другими взыскателями, должниками которых является не государство. Кроме того, по мнению заявителей, нарушается конституционное право на судебную защиту. В жалобах также указывается, что истцы лишаются возможности воспользоваться взысканными денежными средствами и реализовать свое право собственности.

С этой позицией не согласился представитель правительства в КС Михаил Барщевский. "Если бы не было этих норм, судебные решения о взыскании с государства вообще не исполнялись бы", - заметил он. Он считает оспоренные положения конституционными, так как "взыскание с бюджета должно иметь особый порядок, у этой процедуры своя специфика". Барщевский также отметил, что у истцов есть набор правовых инструментов для исполнения таких решений судов в разумные сроки. С этой позицией в свою очередь не согласился представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин. "Нормы, предполагающие неисполнение судебного решения не могут быть конституционными", - заявил он.