РЖД обсуждает возможность увеличения поставок нефти Siberian Light

ОАО "РЖД" прорабатывает сценарии увеличения поставок на мировые рынки "легкой" западносибирской нефти - Siberian Light, цена на которую существенно превосходит цену на нефть марки Urals. Как сообщила в четверг пресс-служба ОАО "РЖД", в компании состоялось совещание, на котором были обсуждены возможности компании по повышению эффективности нефтяного экспорта России на европейский и азиатский рынки.

По мнению маркетологов "РЖД", у российских экспортеров нефти при реализации интермодальной схемы доставки западносибирской нефти на европейский рынок (железнодорожный или речной транспорт - российский морской порт - танкер - зарубежный морской порт) возникают дополнительные расходы по сравнению с транспортировкой посредством нефтепровода. Но эти расходы могут быть меньше дополнительных доходов от продажи нефти более высокого качества, нежели Urals.

В "РЖД" поясняют, что средняя разница в ценах на нефть марки Urals и марки Siberian Light составляет $30-40 за тонну, и в результате экспорт по таким "индивидуальным" схемам каждых пяти миллионов тонн "легкой" нефти может дать стране в целом дополнительный доход в $150-200 миллионов в год. Кроме того, считают в компании, интермодальные "сквозные" схемы транспортировки нефти на экспорт могут применяться при разработке новых западно - и восточносибирских нефтяных месторождений, где важным фактором повышения инвестиционной привлекательности такого рода проектов является дифференцированная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Отдельной темой обсуждения на совещании стали существующие и перспективные пропускные и провозные возможности железнодорожного транспорта с точки зрения оптимизации нефтяного экспорта страны. Как было отмечено, ресурсы "РЖД" и независимых железнодорожных операторов способны одновременно перевезти до двух миллионов тонн нефти или нефтепродуктов, а в течение года - до 60 миллионов тонн российской нефти, или до четверти ее экспортного потенциала. При этом узким местом была признана портовая инфраструктура и подходы к российским портам балтийского и черноморского бассейнов. В то же время, отмечалось на совещании, существенный нефтяной поток (до 30 миллионов тонн) могут быть пропущены через дальневосточные порты, порты соседних государств, а также через сухопутные маршруты, ведущие в Европу, в Китай и другие страны АТР.

По мнению участников совещания, поставленная президентом России Владимиром Путиным задача повышения отдачи от нефтяного экспорта России за счет перехода на качественно новые системы продвижения российской конкурентоспособной продукции на мировые рынки, базирующиеся на консолидации интересов всех участников логистической цепочки, является весьма своевременной. "Сейчас, при росте в абсолютном выражении величины возможной премии за качество российской нефти, разработка новых технологий экспортных продаж является не только экономически оправданным делом, но и обязанностью российского сырьевого сектора", - считают в "РЖД".