S&P: Позиции "Газпрома" устойчивы, но ряд проблем беспокоит европейских потребителей

undefined

Хотя позиции российской газовой монополии "Газпром" (ВВ+/Позитивный/-) как поставщика газа мирового значения, как ожидается, останутся устойчивыми, некоторые проблемы вызывают озабоченность у европейских потребителей газа, сообщается в отчете Standard & Poor's "Газпром": насколько надежна российская монополия как поставщик газа".

"После краткосрочных перебоев в поставках газа в Европу в начале 2006 г. проблема надежности поставок газа в Европу стала темой дня, и обеспокоенность потребителей может повлиять на долгосрочную динамику спроса и конкуренции, - отметила кредитный аналитик Standard & Poor's Елена Ананькина. - Тем не менее, учитывая объем запасов "Газпрома" и сильные экономические стимулы поддерживать свой прибыльный экспорт, а также имеющуюся газотранспортную инфраструктуру, компания останется важным игроком на мировых энергетических рынках, которому трудно будет найти замену в среднесрочной перспективе".

На сегодняшний день на долю России приходится около 22% мировой добычи газа и примерно 12% добычи нефти, страна является одним из крупнейших мировых экспортеров этих энергоносителей. В 2005 г. "Газпром", который полностью отвечает за экспорт российского газа, обеспечил 28% общих поставок газа в Европу. В 2005 г. импорт обеспечивал 44% потребностей Европы в газе (норвежский газ в составе импорта не учитывается - его европейцы считают "своим"), при этом почти 60% импорта приходилось на долю "Газпрома". Учитывая столь значительную роль "Газпрома" в обеспечении российским газом Европы и других регионов мира, стабильность группы и ее будущие действия, несомненно, являются важными факторами влияния на ситуацию в мировом энергообеспечении.

Хотя "Газпром" сохранит свою значительную роль в энергообеспечении Европы, существует ряд факторов, способных негативно повлиять на качество выполнения его обязательств по поставкам газа, а именно: - группе необходимо существенно увеличить капиталовложения, чтобы реализовать возможности, которые откроются в будущем; - институциональная среда в стране и политические факторы, способные затруднить доступ независимых компаний к российскому рынку; - вероятность "оттока" части российского газа на новые экспортные рынки, такие как Китай, и производство сжиженного газа; - сохранение транзитного риска через Украину и Беларусь.

Динамическое взаимодействие между желанием России использовать экспорт газа как инструмент политического давления и потребностью в поддержании стабильности на мировом рынке энергоносителей остается ключевым вопросом. С одной стороны, складывается впечатление, что политика российского правительства направлена на увеличение роли государства в экономике и повышение политического влияния страны за счет ее важной роли в мировой энергетике. С другой стороны, простая экономическая логика должна подсказывать России, что ей важно поддерживать стабильность как всего мирового рынка энергоносителей, так и ее собственных позиций. Несмотря на политическую неопределенность, Standard & Poor's полагает, что экономические соображения останутся в будущем очень важным фактором.