Госдума РФ приняла в первом чтении IV часть ГК РФ

undefined

Госдума РФ 20 сентября 2006 года приняла в первом чтении IV часть Гражданского кодекса РФ, регулирующую гражданско-правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности.

Как заявил на заседании первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, "борьбу с контрафактной продукцией продолжать можно только используя все виды законодательства в этой сфере". "Вместе с тем, - подчеркнул он, - многое зависит и от самой правоприменительной практики". Он напомнил, что "3-5 лет назад за преступления в этой сфере практически не применялась уголовная ответственность". Д.Медведев призвал судей при рассмотрении подобных дел "применять весь арсенал имеющихся правовых средств".

Законопроект, внесенный Правительством РФ, вводит ряд новых норм, а также систематизирует действующее в данной сфере законодательство. В частности, включены такие новые правовые институты, как право на содержание базы данных, право публикатора произведения, право на коммерческое обозначение, а также право на доменное имя. Согласно законопроекту, "исключительное право на результат интеллектуальной деятельности первоначально, как правило, возникает у автора, а к другим лицам может перейти только по договору" или по иным основаниям, установленным законопроектом.

Законопроект предусматривает два основных договора, в соответствии с которыми, осуществляется использование результатов интеллектуальной деятельности: договор об отчуждении и лицензионный договор.

Отдельная глава законопроекта посвящена новому понятию "ноу хау" или "секретам производства".

Законопроект также восстанавливает право автора на неприкосновенность произведения. В документе впервые определяется порядок внесения наследниками и правопреемниками изменений, сокращений или дополнений в произведение, а также порядок обнародования произведения умершего автора.

За грубое нарушение исключительных прав впервые предлагается ввести такую меру ответственности, как конфискация оборудования, использованного для совершения преступления, а также ликвидацию юридического лица.

По мнению разработчиков законопроекта, его нормы соответствуют положениям международных законов, а при работе над ними учитывалась перспектива участия РФ в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, присоединения к договорам ВОИФ 1996 года и вступления России в ВТО.