Российская авантюра может ей аукнуться

undefined

В начале Россия использовала свое военное превосходство, чтобы разбить небольшую армию своего маленького соседа Грузии – под предлогом защиты нацменьшинств от якобы осуществляемого "геноцида". Теперь российский президент Дмитрий Медведев признал независимость сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии – вопреки резолюциям ООН и настойчивым просьбам Вашингтона и Европейского Союза. Кремль полон решимости продемонстрировать, что у себя на заднем дворе он может вести себя так, как ему заблагорассудится, и разоблачить блеф западных союзников Грузии.

Похоже, в краткосрочной перспективе у России на руках все карты. Члены НАТО не собираются посылать войска на защиту Грузии. Они слишком сильно завязли в Афганистане, не говоря уже об Ираке, чтобы направлять в регион своих солдат. Им нужна поддержка России чтоб сдержать ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи. Больше всего они хотят российских нефти и газа и доступа к растущему рынку России. Никто не хочет возвращаться к противостоянию как во время "холодной войны".

Однако в долгосрочном плане это выглядит как опасная российская авантюра. Медведев развернул давний российский принцип неприятия самоопределения и отстаивания нерушимости национальных границ. Именно им руководствовалась Россия, выступая против независимости Косово. Теперь она цинично копирует косовскую модель, чтобы набрать дипломатические очки, но обстоятельства сильно отличаются. Населению Абхазии и Южной Осетии не угрожало ничто даже отдаленно напоминающее "этнические чистки" или "геноцид" со стороны грузин. Более того, опасность исходит совсем с другой стороны: грузины бегут из обоих регионов от русских и вооруженных ими сепаратистов.

Абхазия могла бы выжить в качестве независимого образования, благодаря туризму и определенному чувству идентичности. Южная Осетия, со смешанным населением в 70 000 человек и практически полным отсутствием экономической активности, если не учитывать контрабанды, не имеет самостоятельного будущего. Она будет неизбежно поглощена Россией. Ни одно из этих мини-государств не может быть стабильными, поскольку тысячи их бывших жителей оказались беженцами в Грузии. Да и признает ли их кто-то еще? Зато их пример может вдохновить на самостоятельное определение своего будущего беспокойные республики Кавказа – например, Ингушетию и Дагестан, равно как Чечню.

Так почему же Медведев сделал это? Похоже, наиболее вероятная причина –уязвленная российская гордость и ошибочное стремление переписать международные правила игры. Уязвленная гордость – плохой учитель. Что касается переписывания международных правил, то Россия, не вызывающая доверия и симпатии, не добьется этого в одностороннем порядке.

Редакционная статья Financial Times. Перевел Иван Преображенский.