Счетная палата: Проверенные авиакомпании находились в кризисном состоянии

В январе - сентябре 2008 года рост расходов ряда авиакомпаний, проверенных Счетной палатой, значительно опережал рост доходов, в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, аренду и лизинг воздушных судов. Как говорится в сообщении Счетной палаты, деятельность ОАО "ДАЛ" и ОАО "Самара" на протяжении всего проверяемого периода была убыточной.

Величина чистого убытка составляла: по ОАО "ДАЛ" за 2006 год - 495,6 млн рублей, за 2007 год - 459,4 млн рублей, за 9 месяцев 2008 года - около 1,4 млрд рублей, по ОАО "Самара" за 2006 год - 94,8 млн рублей, за 2007 год - 59,2 млн рублей, за 9 месяцев 2008 года- 231,7 млн рублей. Анализ показал, что проверяемые авиакомпании в 2007 и январе - сентябре 2008 года имели высокую финансовую зависимость от заемных средств, испытывали недостаток в собственных источниках финансирования, находились в кризисном финансовом состоянии с наличием на протяжении всего периода высокой вероятности банкротства.

В ходе проверки также выявлено, что за проверяемый период дебиторская задолженность авиакомпаний значительно увеличилась: ОАО "ДАЛ" - в 2,9 раза, ОАО "КрасЭйр" - в 2,3 раза, ОАО "Самара" - на 86,7%, за тот же период общая кредиторская задолженность Авиакомпаний увеличилась: ОАО "ДАЛ" - в 3,4 раза, ОАО "КрасЭйр" - на 63%, ОАО "Самара" - на 29,7%.

Принимаемые меры по снижению и урегулированию кредиторской задолженности авиакомпаниями были недостаточны. В судебные органы поступали многочисленные исковые заявления к авиакомпаниям от поставщиков, заказчиков и прочих кредиторов. Счетная палата отметила, что в период массовых задержек рейсов авиакомпаниями были допущены нарушения требований, установленных правилами воздушных перевозок по взаимоотношениям с пассажирами задержанных рейсов в части предоставления питания и организации отдыха, а также возврата денежных средств за неиспользованные билеты.

Кроме того, работа по удовлетворению претензий и жалоб пассажиров ОАО "КрасЭйр" и ОАО "Самара" была организована на крайне низком уровне, говорится в сообщении СП. Основной причиной массовых задержек рейсов авиакомпаний явилось резкое ухудшение их финансового положения, вызванное, как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом авиакомпаний и ООО "ЭйрЮнион".