Сертификат летной годности Ту-154 авиакомпании "ЮтЭйр" приостановлен

Приостановлено действие сертификата летной годности воздушного судна Ту-154 авиакомпании "ЮтЭйр", экипаж которого 24 апреля нарушил правила полета в воздушном пространстве Московской области, вовремя не проконтролировав уборку шасси, сообщил представитель "Росавиации" Сергей Извольский. "Всему экипажу Ту-154 погашены талоны нарушений, от полетов они отстранены. У самого воздушного судна приостановлено действие сертификата летной годности. Росавиация продолжает расследование инцидента", - сказал Извольский.

Опасная ситуация возникла недалеко от населенного пункта Черусти в Шатурском районе Московской области 24 апреля. Как рассказал глава "Росаэронавигации" Александр Нерадько, самолет одной из ведущих российских авиакомпаний Ту-154, взлетев из "Внуково", набирал высоту с выпущенными шасси. Из-за этого лайнер начал терять скорость. Если бы не диспетчер Куракулов, ситуация могла бы завершиться "плоским штопором, из которого большой гражданский самолет уже не сумел бы выйти" и столкнулся бы с "Боингом", который летел из "Домодедово" по этому же воздушному пути, но ниже и на удалении четырех километров.

Командир Ту-154, который лишь благодаря профессиональным действиям диспетчера избежал столкновения с "Боингом" авиакомпании "Трансаэро" 24 апреля под Москвой, не обязан был следить за состоянием шасси после взлета, так как это обязанность второго пилота, сообщил, в свою очередь, эксперт, стаж которого в качестве второго пилота Ту-154 составляет более 30 лет. "Исходя из особенностей пилотирования самолета Ту-154, командир воздушного судна во время взлета сосредоточен на выполнении определенных процедур, в которые не входит контроль за состоянием шасси, это обязанность второго пилота", - сказал он.

По словам эксперта, "рычаг убирания шасси находится по левую руку от второго пилота, а индикация (три индикатора) - напротив на панели приборов". "Когда шасси не убраны, индикаторы - красного цвета. Процесс убирания шасси сопровождается желтым цветом, а когда он завершается индикаторы переключаются на зеленый", - добавил он.

Эксперт пояснил, что "по команде командира судна убирает шасси второй пилот, а бортинженер лишь контролирует этот процесс". Вместе с тем, командир Ту-154 Сергей Ронин заявил в четверг в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что после взлета он дал команду убрать шасси. "В этот ответственный момент, процесс взлета, я выдерживал другие параметры - высоту, скорость и направление. У меня индикаторы о сигнализации, выпущены или убраны шасси, отсутствовали", - сказал Ронин.

"Скорости были превышены с выпущенными шасси. Я не знал, что шасси не убрались. Начал гасить скорость, чтобы убрать их на соответствующей скорости, - сказал Ронин. - Погасив скорость, самолет, который был в наборе высоты, стал терять высоту, я это заметил и предотвратил снижение".

Ронин считает, что вина бортинженера состоит в том, что он "не выполнил свои обязанности и дал ложную команду, что шасси убраны". "А то, что потеряли высоту - это общая вина", - добавил он. Ронин также сказал, что признал свою вину в создании опасной ситуации и "готов понести наказание".