Смена правительства в Болгарии могла стать следствием «газовой войны»

undefined

Июльское поражение на парламентских выборах в Болгарии «Коалиции за Болгарию» во главе с премьер-министром страны Сергеем Станишевым стало непрямым следствием «газового конфликта» между Россией и Украиной в январе 2009 года. К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Структуры ЕС, отказывавшие Болгарии в финансовой помощи, были заинтересованы в поражении правящей в стране коалиции. Таким образом они получили шанс затруднить осуществление российских инфраструктурных проектов, в том числе газопровода «Южный поток», пишут эксперты.

К поражению на парламентских выборах «Коалиции за Болгарию», возглавляемой премьером страны Сергеем Станишевым, среди прочего, привели потери болгарской экономики в результате перебоев с поставками российского газа в ходе российско-украинского «газового конфликта» января 2009 года. «Болгарская экономика на тот момент более чем на 95% зависела от поставок российского газа. Перебои с его подачей, особенно в условиях экономического кризиса, нанесли хозяйству страны серьезный урон», - отмечает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО.

Только в первую неделю конфликта болгарская экономика понесла убытки в размере около 600 млн левов. В январе 2009 года в столице страны Софии прошли массовые антиправительственные выступления. Фактор перебоев с поставками газа оказался среди важных обвинений, предъявленным оппозицией правительству Сергея Станишева. Представители оппозиции назвали виновником «газовой войны» российскую сторону, а болгарское правительство было обвинено в чрезмерной ориентации на Россию.

Это происходило на фоне охлаждения отношений Болгарии со структурами ЕС, которые в течение 2008 года несколько раз отказывали Болгарии в выделении финансовых средств в рамках европейских программ. «Структуры ЕС были заинтересованы в уходе правительства Сергея Станишева. Ведь с приходом нового правительства будет затруднена реализация многих российских инфраструктурных энергетических проектов, требующих содействия болгарской стороны», - считает Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики ИГСО. По его мнению, это стало частью политики европейских структур по установлению контроля над путями поставок российского углеводородного сырья.