Европа возобновляет полеты, поделив небо на 3 зоны

Европа сегодня утром возобновляет авиаполеты после 5 дней воздушного карантина. Авиакризис, вызвавший затишье в небе и хаос на земле, уже признан тяжелейшим в мировой истории пассажирской авиации. По словам директора европейского бюро по безопасности воздушной навигации Eurocontrol Бо Редеборна, в полном объеме полеты могут быть возобновлены только к четвергу, при условии, что активность исландского вулкана Эйяфьятлайокудль не усилится.

Решение о начале "постепенного возобновлении полетов с 8:00 по центральноевропейскому времени" (10.00 МСК) было принято в понедельник в ходе телеконференции министров транспорта 27 стран Евросоюза. "Я счастлив сообщить, что принято решение о постепенном возобновлении полетов, начиная с 8 часов утра во вторник", - заявил по итогам встречи зампредседателя Еврокомиссии, еврокомиссар по вопросам транспорта Сийм Каллас. По его словам, также принято решение в ближайшее время "созвать еще одну внеочередную встречу министров транспорта сообщества для обсуждения практических вопросов ликвидации нынешнего авиакризиса".

В свою очередь, министр транспорта председательствующей в ЕС Испании Хосе Бланко Лопес заявил на пресс-конференции в Мадриде, что обеспечение безопасности полетов будет осуществляться на основании принятых в понедельник рекомендаций Eurocontrol. По его словам, в соответствии с этими рекомендациями Европа будет разбита на три зоны по степени содержания вулканического пепла в атмосфере и соответственно по степени риска для воздушной навигации. Первая зона - это пространство, расположенное ближе всего к исландскому вулкану с наивысшей концентрацией пепла в воздухе. Она пока останется закрытой. Вторая зона - зона, где отмечено наличие меньших концентраций пепла в воздухе, "будет находиться под пристальным наблюдением". "Решения по возобновлению полетов в ней будут принимать национальные правительства в тесном взаимодействии друг с другом и с европейскими службами безопасности полетов", - подчеркнул он. Третья зона - это зона, которая будет объявлена свободной от вулканической пыли.

Министр отверг обвинения европейских авиакомпаний, что решение вопроса о возобновлении полетов заняло слишком много времени и ограничения были чрезмерно жесткими. "Главным остается вопрос безопасности. Воздушное сообщение не может быть полностью возобновлено, пока безопасность не будет гарантирована", - сказал он. Облако вулканического пепла, образовавшееся при извержении исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, продолжает висеть над Европой на высоте 8500-10 000 м, занимая пространство, по которому проходит основная масса воздушных коридоров. Серьезную проблему представляет отсутствие точных методов дистанционного определения концентрации пыльно-пепельной взвеси в воздухе. Низкая плотность облака не позволяет засечь его локатором, космическая съемка в разных диапазонах частот пока также не дает точной картины. Для определения зоны распространения пыли европейские вулканологи и метеорологи пользуются математическими моделями.

По данным Eurocontrol, начиная с 15 апреля было отменено свыше 63 тыс рейсов. Кризис затронул до 10 млн пассажиров, суммарные убытки от него превысили 1 млрд евро. Еврокомиссия уже пообещала помощь европейским авиакомпаниям, суммарный объем которой может достичь 250 млн евро за каждый день запрета полетов. В то же время Еврокомиссия требует от самих авиакомпаний обеспечения гарантированных Евросоюзом прав пассажиров: все блокированные в аэропортах люди должны получать питание, медицинское обслуживание и спальные места за счет авиакомпаний. Европейские авиакомпании также обязаны обеспечить им доставку до пункта назначения без дополнительных доплат. В то же время авиакомпании не будут выплачивать пассажирам предусмотренные европейским законодательством денежные компенсации за задержки полетов, поскольку они были вызваны форс-мажорными обстоятельствами. Еврокомиссия также объявила о введении ряда исключений в визовый кодекс Шенгена, которые должны облегчить перемещение застрявших в Европе пассажиров. О предстоящем сегодня частичном или полном открытии своих воздушных пространств уже объявили Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Швейцария, Румыния.