В том, что помощь погорельцам попала на свалку, виноват бессистемный сбор

undefined

Основная причина того, что многие вещи, переданные жителям сгоревших деревень, оказались в итоге выброшенными, заключается в неорганизованности этой помощи, рассказал куратор программы помощи погорельцам "Клуба волонтеров" Александр Хорошилов. По его словам, особенно плохо то, что погорельцев не спрашивали об их реальных нуждах, в результате чего образовался большой избыток одежды и недостаток бытовой утвари.

В пятницу днем на сайте дирекции коммунального хозяйства и благоустройства города Саранска появилась информация об обнаружении на свалке вещей, характерных для гуманитарной помощи. Вещи рассортированы в коробки и мешки по категориям: "постельные принадлежности", "зимняя одежда", "женская обувь". Прокуратура начала проверку по данному факту.

В четверг СКП начал проверку в Рязанской области, где в одной из деревень Шацкого района часть гуманитарной помощи, присланной из Новосибирска для местных погорельцев, была выброшена на свалку. Власти Рязанской области отреагировали на происшедшее, уволив директора центра социального обслуживания Шацкого района.

Хорошилов рассказал, что "Клуб волонтеров" совершил три поездки в пострадавшие регионы. Добровольцы клуба помогали местным жителям тушить пожары и привозили с собой гуманитарную помощь. Свой первый визит добровольцы совершили в деревню Криуша, наиболее пострадавшую от пожара. "То, что мы увидели там - каждые 15-20 минут приезжала машина либо из Москвы, либо из Рязани, набитая вещами. Это было на второй день после начала пожаров. Уже в это время в дополнительной помощи именно вещами не было необходимости", - сказал Хорошилов.

Куратор программы отметил, что местные жители предупредили волонтеров, чтобы в следующий раз одежду не привозили, потому что ее негде хранить, ни на основном пункте сбора, ни у погорельцев, проживающих "на птичьих правах" во временных жилищах.

Второй поток необходимых вещей и помощи планировалось направить в деревню уже после того, как погорельцам восстановят их дома. "Но сейчас, как я понимаю, в этом тоже нет необходимости, потому что им выплачивают компенсацию деньгами. На эти деньги они купят новые вещи", - заметил он.

По словам Хорошилова, гуманитарная помощь погорельцам по большей части оказывалась спонтанно. Никто не учитывал интересов и потребностей самих пострадавших от пожаров людей. "Помощь зачастую оказывалась не по принципу, что нужно погорельцам, а по принципу, что не нужно мне", - пояснил волонтер.

Он рассказал, что волонтерам клуба при сборе помощи тоже приходится сталкиваться с такими явлениями, когда привозят одежду без пуговиц, грязную, игрушки с оторванными лапами. "Таких вещей к нам поступает порядка четверти", - сказал куратор "Клуба волонтеров".

Помощь клуба погорельцы приняли и разобрали на месте во многом благодаря тому, что волонтеры, прежде чем привезти, сами перебрали и рассортировали вещи, считает Хорошилов. "У нас вся одежда была разложена. Надо было просто посмотреть на человека и найти нужный пакет. Чем больше будет подготовлено к самой передаче, тем меньше на месте будет неразберихи. Подписанные пакеты разбирались сразу же", - заметил он.

При этом, по словам куратора клуба, редкая благотворительная организация действительно интересовалась нуждами и потребностями погорельцев. "Все было организовано кусками. Конкретные нужды узнать у погорельцев - этим мало кто занимался", - сказал волонтер.

"Сразу было нужно и сейчас актуально - кухонная посуда, бытовые вещи, чайники, утюги, все, что не надеваешь, а используешь в быту. Если была семья из двух человек, у них было две сковородки и три кастрюли, к ним подселили еще пятерых, соответственно, кастрюль уже не хватает, тарелок тоже", - сказал руководитель проектов клуба.

Огромное количество самых разных вещей, обрушившееся в одночасье на головы погорельцев, заставило их относиться к ним разборчивее. "Погорельцы посмотрели на то, сколько вещей привезли, и начали перебирать. В отдельных деревнях волонтерам говорили: Лучше бы вы привезли меньше по количеству, но с бирками", - сказал Хорошилов. По его словам, некоторые люди брали пакеты с одеждой себе домой, а затем перебирали и выбрасывали ненужное.