Якунин: текущий кризис подводит основные итоги глобализации

Глобализация обернулась очередным этапом колонизационной политики ведущих мировых держав, с тупиковым для экономики "казино-капитализмом", беспрецедентной "долговой ловушкой" и "цивилизационным кризисом", выход из которого надо искать в открытом диалоге всех сторон (народов и культур) на основе стремления к справедливости, а не манипуляции, заявил в пятницу на греческом острове Родос на IX ежегодной сессии Мирового общественного форума (МОФ) "Диалог цивилизаций" его президент-основатель, глава РЖД Владимир Якунин.

Особую остроту Родосскому форуму в этом году придает тот факт, что значительная часть заявленных участников-экспертов (около 100 из 600) пока так и не смогла добраться до острова из-за забастовок авиадиспетчеров в Греции.

"Текущий кризис подводит основные итоги глобализации. Они заключаются в том, что ничем не ограниченная неолиберальная экономика создала совершенно свободную виртуальную финансовую экономику (casino capitalism), полностью оторванную от реальной экономики. Такая свобода, больше похожая на произвол, стала не только тупиком для реального общественного производства и общества вообще (как пишет, например, Саския Сассен в статье из книги серии "Возможные сценарии будущего"), но и исторически беспрецедентным долговым капканом для самой финансовой экономики (эффект бумеранга)", - сказал Якунин.

По его словам, экономический кризис сегодня предстает как "цивилизационный кризис всех мировых проектов европеизма: мондиализма, евроатлантического консенсуса и глобализации".

Исторически наибольшее воздействие на все мировые межцивилизационные процессы, как отметил президент МОФ, оказала христианская Европа, начиная с эпохи Возрождения. В этих же процессах самое активное участие принимала, по его словам, и Россия как восточная ветвь христианства.

"Разве известен миру китайский, индийский или любой другой мондиализм? Если только арабский (исламский) халифат? Иное дело - Европа и Россия, глубокое воздействие которых на мировое сообщество отмечено повсеместно и с давних времен. Известны также и формы продвижения России и Европы в мире - это российский патернализм и европейский колониализм", - сказал Якунин.

Колониализм, по его мнению, оказался "причиной неурядиц и трагических событий в ХIХ и ХХ вв." и дает о себе знать сегодня – например, в так называемом крахе "мультикультурализма", который предполагалось строить на колониальном принципе ассимиляции мигрантов.

"Мондиализм в европейском изводе как мировое предприятие по созданию сообщества народов рухнул после Второй мировой войны вместе с распадом колониальной системы. Место этого проекта заняла глобализация, орудиями которой стали демократия, права человека и финансово-рыночная экономика", - констатировал Якунин.

По его словам, проект глобализации, продвигавшийся на базе "евроатлантического консенсуса", создания транснациональных финансово-рыночных институтов и "эффективной" потребительской экономики, стал "третьим этапом колонизации".

Второй этап колонизации, как пояснил Якунин, был связан с перемещением части индустрии и промышленности в третьи страны в погоне за дешевой рабочей силой и доступными сырьевыми ресурсами.

Политические элиты многих стран, заявил президент МОФ, давно смирились с тем, что мировая политика стала "де-факто" собственным делом США и Штаты по-прежнему пытаются перестроить региональную структуру мира "по своим лекалам".

"Но чем больше США втягиваются в различные ситуации по переделке субъектов и структур влияния в мире, тем больше их политика теряет определенность и соответствие реальности. Так называемая "арабская весна" и события в Ливии говорят скорее о том, что местные региональные силы умело используют влияние и помощь со стороны США и ЕС в своих интересах, далеко не всегда совпадающих с интересами покровителей", - полагает Якунин.

Идеология господства европейской идентичности и западного миропонимания сегодня, по его словам, подкрепляется системой прав человека, которая не соотносится с правами человека в рамках иных цивилизационных сообществ и не может считаться универсальной.

Якунин обратил внимание на опасность общественной идеологии, ориентированной на собственное доминирование в окружающем мире, "что косвенно подтверждают попытки представления Китая как будущего субъекта доминирования и возникновения новой угрозы западному миру".

Президент форума процитировал еще одного из его основателей - индийского философа-футуролога Джагдиша Капура, скончавшегося в 2010 г.: "Однополярная геополитическая система, найдя ложный, безнравственный выход своей безграничной жизненной энергии, быстро движется к своему концу; мы должны осознать, что мир - это не большая дорога для "экономической деятельности" глобализаторов, а в полном смысле семья наций, где все члены имеют право молиться, работать и выбирать образ жизни по своему вкусу".

По прогнозам футуролога, глобализация в том виде, в котором она осуществлялась все последние годы, вела именно к созданию "громадных различий между разными социальными слоями, а также этническими, религиозными и культурными группами внутри общества и мировой системы".

Еще 15 лет назад Капур написал книгу под названием "Наше будущее: потребительство или гуманизм", в которой предостерег: "Мы быстро приближаемся к полному равнодушию ко всему на свете, кроме денежных знаков".

Организаторы "Диалога цивилизаций - 2011" также уделили внимание проблемам свободы слова в виртуальном пространстве, манипулирования и намеренной дестабилизации в процессе интернет-коммуникаций.

"Массовое стремление к "свободе" высказывать "все, что угодно" и "как угодно" носит временный характер и начинает спадать. Технологии, подобные так называемым "твиттер-революциям", применяются для решения определенных политических и экономических задач. Этот виртуальный инструмент тем более опасен, что он не только способен избирательно и произвольно влиять на человеческое поведение, вызывать массовые конфликты в обществе, но и, как показывает практика, приводит к жертвам в реальной жизни", - подчеркнул президент МОФ.

Он убежден, что "реальное участие в жизни мирового сообщества возможно только в прямом диалоговом формате и не зависит ни от каких управляющих сигналов".

"Главное отличие этого форума в том, что мы не являемся государственной, правительственной организацией, не работаем в соответствии с планами государственных учреждений России, США, Европы или Азии. Наша задача - сделать форум платформой для диалога, выражения мнений, обмена ими, для любого народа, который этого пожелает", - отметил Якунин.

По его словам, даже бурно развивающиеся сейчас страны не могут в одиночку создавать предпосылки будущего развития мира, не могут выдерживать напряжение поиска новых перспектив и тенденций человеческого существования.

"Надеюсь, в этом контексте понятны наши мотивы и основания для работы по созданию диалогового формата взаимодействия участников мирового сообщества и по формированию соответствующего миропорядка", - заключил Якунин.