Эксперимент с Як-42 показал, что взлететь погибшему экипажу мешало только торможение

В подмосковном Жуковском прошел первый эксперимент по воссозданию последнего полета Як-42, в котором разбилась хоккейная команда "Локомотив". Как сообщает ИТАР-ТАСС, подобрав точно такой же по техническим характеристикам самолет, летчики-испытатели повторили фактические действия разбившегося экипажа. Сейчас им предстоит обработать эти данные и провести новый эксперимент.

Поскольку специалисты ранее уже установили, что разбившийся Як-42Д был абсолютно исправен и действовал в штатном режиме, они доказали, что ничего ему не могло помешать, кроме "воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы".

Во время следующего эксперимента летчикам придется разгонять самолет на тормозах, пишет "Коммерсант" со ссылкой на участников эксперимента. Одному пилоту будет поручено увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе, и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх ее нос, а второй пилот "будет сдерживать разгон самолета и вынуждать его клевать носом вниз с помощью тормозной педали". Издание пишет, что по сути остается одна правдоподобная версия: один из летчиков погибшего лайнера при разгоне неосознанно притормаживал, положив ногу на соответствующую педаль, возможно, приняв ее за расположенную рядом жесткую опору для ступни. Экспертиза уже показала, что тормозные механизмы включиться самопроизвольно не могли. Если судить по следам протекторов на бетоне полосы, притормаживание началось еще в середине разгонного участка и не прекращалось до самого отрыва. В этом случае тормозное усилие на колесах шасси заставило машину клевать носом и не давало экипажу задрать нос для взлета, пишет газета. Предполагается, что тогда кто-то из пилотов с избытком переложил руль высоты на кабрирование, энергично потянув штурвал на себя, и оторвался от земли уже после того, как машина выскочила на 500 м за пределы взлетной полосы. После этого из-за перетянутого штурвала самолет пошел резко вверх, вышел на закритические углы атаки и свалился в штопор.

Як-42, принадлежавший компании "Як-Сервис", у которой с тех пор уже отобрали лицензию, разбился после вылета из ярославского аэропорта Туношна 7 сентября. Из 45 человек выжил только один - бортинженер.