Летный эксперимент подтвердил единственную версию катастрофы Як-42 с "Локомотивом"

undefined

Летный эксперимент, проведенный специалистами Летно-испытательного института имени Громова, подтвердил версию, что причиной крушения Як-42Д с хоккейной командой "Локомотив" могло стать непроизвольное использование тормоза одним из пилотов. Как сказали "Коммерсанту" участники испытаний, если бы этот пилот устранился от управления самолетом, катастрофы бы не произошло. В ходе экспериментальных полетов пилот-испытатель, сидевший в левом кресле командира, во время разгона держал ноги на тормозных педалях, одновременно поднимая руль высоты машины в положение кабрирования. Присоединенный к штурвальной колонке динамометр показал, что привести при разгоне руль высоты на 10 и 13 градусов (эти данные сохранились на бортовом самописце разбившегося лайнера) можно было, только упираясь ногами в педали тормозов. Удерживать руль высоты в положении 13 градусов пилоту удалось в течение нескольких секунд, причем динамометр показал, что на тормоза он давил с усилием в 64 кг. Затем пилоты-испытатели разогнались и установили руль высоты в штатное положение 5 градусов и просто убрали руки и ноги с рычагов управления машины: Як-42 спокойно взлетел. Эксперты уже начали составлять отчет о причинах катастрофы Як-42Д. Эксперты, как стало известно газете, уже приступили к его подготовке.

Единственный выживший в катастрофе Як-42 под Ярославлем бортинженер Александр Сизов в интервью "Первому каналу" заявил, что при взлете он понял, что самолет разобьется. При разгоне он находился в салоне и не был пристегнут. По его словам, пассажиры начали волноваться, почему самолет не взлетает. "Немного времени прошло, я понял, что по грунту идем. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет и сейчас мы разобьемся", - сказал 52-летний инженер. Он сказал, что в момент удара "все полетело", его чем-то сильно ударило, а потом он оказался в воде и уже ничего вокруг не замечал.

В катастрофе Як-42 7 сентября погибли 44 человека из 45, находившихся на борту. Самолет разбился после вылета из ярославского аэропорта "Туношна". На борту был основной состав хоккейной команды "Локомотив". Проверив все возможные версии, эксперты пришли к выводу, что взлету ничего не могло помешать, кроме «воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы». Предполагалось, что тогда кто-то из пилотов с избытком переложил руль высоты на кабрирование, энергично потянув штурвал на себя, и оторвался от земли уже после того, как машина выскочила на 500 м за пределы взлетной полосы. После этого из-за перетянутого штурвала самолет пошел резко вверх, вышел на закритические углы атаки и свалился в штопор.