К катастрофе Як-42 под Ярославлем мог привести срыв компрессора двигателя

undefined

Летчики и специалисты по авиадвигателям призывают не спешить возлагать вину за крушение Як-42 на ошибку пилота. К падению самолета при взлете могло привести редкое явление - срыв компрессора двигателя, возникающий из-за стечения обстоятельств природного характера, сказал "Известиям" старший научный сотрудник петербургского Института проблем машиноведения РАН, кандидат физико-математических наук Виктор Кулагин. "Топливо подается по максимуму, двигатель, что называется, "ревет", а тяги нет, потому что компрессор, который питает кислородом турбину, крутится, но не подает его в турбину. Вернее, подает, но очень мало", - объяснил он.

"Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит", - добавил летчик-испытатель Андрей Гусев. По его мнению, тормозить разгон могла гидросистема, возможно, из-за скрытого дефекта.

Днем ранее стало известно, что последний эксперимент, проведенный специалистами Летно-испытательного института имени Громова, подтвердил версию, что причиной крушения Як-42Д с хоккейной командой «Локомотив» могло стать непроизвольное использование тормоза одним из пилотов. Как сказали «Коммерсанту» участники испытаний, если бы этот пилот устранился от управления самолетом, катастрофы бы не произошло. В ходе экспериментальных полетов пилот-испытатель, сидевший в левом кресле командира, во время разгона держал ноги на тормозных педалях, одновременно поднимая руль высоты машины в положение кабрирования. Присоединенный к штурвальной колонке динамометр показал, что привести при разгоне руль высоты на 10 и 13 градусов (эти данные сохранились на бортовом самописце разбившегося лайнера) можно было, только упираясь ногами в педали тормозов. Удерживать руль высоты в положении 13 градусов пилоту удалось в течение нескольких секунд, причем динамометр показал, что на тормоза он давил с усилием в 64 кг. Затем пилоты-испытатели разогнались и установили руль высоты в штатное положение 5 градусов и просто убрали руки и ноги с рычагов управления машины: Як-42 спокойно взлетел. Эксперты уже начали составлять отчет о причинах катастрофы Як-42Д. Эксперты, как стало известно газете, уже приступили к его подготовке. Комиссия МАК еще не обнародовала официальную версию катастрофы.

В катастрофе Як-42 7 сентября погибли 44 человека из 45, находившихся на борту. Самолет разбился после вылета из ярославского аэропорта «Туношна». На борту был основной состав хоккейной команды «Локомотив». Проверив все возможные версии, эксперты пришли к выводу, что взлету ничего не могло помешать, кроме «воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы». Предполагалось, что тогда кто-то из пилотов с избытком переложил руль высоты на кабрирование, энергично потянув штурвал на себя и оторвался от земли уже после того, как машина выскочила на 500 м за пределы взлетной полосы. После этого из-за перетянутого штурвала самолет пошел резко вверх, вышел на закритические углы атаки и свалился в штопор.