На «Арт Москве» больше не пахнет большими деньгами

Нынешняя ярмарка «Арт Москва» имеет несчастливый порядковый номер 13. Большими деньгами там не пахнет, но есть на что посмотреть
С.Николаев

Ярмарка современного искусства «Арт Москва» знала лучшие времена, чем сегодня, и худшие. Но плохо было давно, а еще год назад казалось, что хорошо будет всегда: современное искусство в моде, богатых коллекционеров и миловидных галеристок больше, чем бедных художников. Единственное, что смущало, – само искусство, как-то уж очень стремительно пытающееся обернуться деньгами.

По официальной версии, нынешнюю «Арт Москву» перенесли с весны на осень, чтобы она совпала с 3-й московской биеннале, на которую приедет много полезных иностранных гостей. Но и неофициальная не тайна – организатор ярмарки компания «Экспо-парк. Выставочные проекты» к маю не смогла продать галереям нужные для окупаемости мероприятия площади Центрального дома художника, сейчас сделали скидки, не думая о прибыли.

Никто не ждал от нынешней «Арт Москвы» больших свершений вроде привоза многомиллионных работ западных арт-звезд – знаем, в какое время живем. Иностранные галереи в основном прибыли из ближнего зарубежья, а кто из дальнего – тот привез в основном наших же художников.

Единственная сияющая тут звездная работа – большая картина Питера Дойга, недавно купленная Константином Григоришиным и показанная галереей «Проун» в некоммерческой программе. Цены на Дойга растут несмотря на кризис, но по аукционным каталогам не всегда видно почему. Теперь можно убедиться, что густая иллюзионистская живопись Дойга действительно фантастического качества.

Если бы галерея «Триумф», как всегда показавшая себя с размахом, сообщала журналистам что почем, то, наверное, среди российских художников ценовым лидером можно было бы назвать группу АЕС. «Триумф» показал сокращенную версию ее высокотехнологичной анимации «Пир Тримальхиона» и фотографии, которые послужили для фильма рабочим материалом. Зрелище это, уже показанное в Европе, завораживающее, обескураживающее мощью напора на зрителя и назидательным сравнением нынешних богачей с древнеримским нуворишем из романа Петрония. По соседству висят картины Алексея Беляева-Гинтовта – сусально-золотая Родина в разных видах, тоже наверняка не дешевая.

Ведущие московские галереи XL, «Айдан», Марата Гельмана, как обычно, представили художников своего круга. На вопрос, корректировались ли цены в связи с новой экономической реальностью, галеристы Елена Селина и Михаил Крокин сказали, что цен никогда не завышали, а значит, не требуется и их коррекция. Айдан Салахова, показав прайс-лист, объяснила, что раньше эти пятизначные и четырехзначные цифры обозначали евро, а теперь – доллары. Так поступила не только она.

Из новых участников нельзя не заметить стенд только что открывшейся галереи «Арт+Арт» Георгия Пузенкова – он очень большой и представляет крупноформатные работы качественных немецких художников (от 15 000 до 40 000 евро) и большие картины самого Пузенкова (50 000 евро). А «Роза Азора» сделала камерное открытие – очень тщательно прописанные минималистские, но нарядные декоративные композиции Ирины Темушкиной (2000–5000 евро).

Конечно, «Арт Москва» номер 13 – событие не сенсационное и не судьбоносное, но вполне оптимистичное: жизнь продолжается, художники работают, галереи существуют, красавиц галеристок не убавилось, а новые Тримальхионы найдутся.